Две части села Новочесноковка соединил новый мост

14:01, 12 апреля 2019г, Общество 1437



Фото Евгений НАЛИМОВ

В Новочесноковке свершилось то, чего 130 местных жителей ждали много-много лет! Новый мост, построенный взамен аварийного, соединил две части села, разделенного рекой Чесноковкой.

Либо риск, либо крюк

Старый, деревянный, еще в 60-е возведенный колхозом-миллионером «Красное Знамя», давно грозил упасть. Но выбора особого у людей не было. Либо риск, либо крюк – объезд через Новокопылово, тридцать с гаком километров по полевой дороге, проезжей только летом. Такова география села. Самые отважные перебирались на другой берег по ветхим деревяшкам, как это сделала однажды Наталья Новикова, добираясь на пасеку в заречной части Новочесноковки. За рулем семейной «Гранты» сидел супруг Олег. Когда под колесами стали проваливаться, вставая дыбом, гнилые доски, женщина рванула за подмогой, хорошо, рядом оказался УАЗ-«таблетка». Подцепили трос к легковушке, она сама села за руль.

– Очень страшно было, пока я вытягивала машину мужа. А когда мы оказались по ту сторону, мужики, наблюдавшие за спасательной операцией, сказали: «Так вот почему женскую эскадрилью называли ночными ведьмами», – вспоминает женщина.

На этой неделе дорожники Новоалтайского ДСУ-7 поставили точку в злоключениях селян. Прогрейдировали и подсыпали подъездные пути к мосту, отогнали тяжелую технику. Теперь радуются жители двух берегов.

– Для нас новый мост – объект стратегический. По старому-то ни школьный автобус из Жилино не мог пройти, ни «скорая», ни пожарные. Долгие годы проблема не решалась из-за малочисленности населения Новочесноковки. Проект дорогой, и о финансовой окупаемости речь, конечно, не идет. Но он нужен людям, – говорит сельский депутат пяти созывов подряд Владимир Коровин, начальник Жилинской пожарной части.

Петр Роккель, глава Жилинского сельсовета, на территории которого расположена Новочесноковка, рассказал, что проблема существовала еще десять лет назад, когда он только пришел сюда работать. В прошлом году край выделил 9 миллионов рублей, свою лепту, как того требуют условия финансирования, внес район. Так был построен этот мост.

Плюс семь семей

Из Жилино в Новочесноковку мы едем на том самом УАЗе-«таблетке» по гравийной дороге. Наши попутчики гордятся ею так, словно им сюда гладенькую федеральную трассу протянули. Еще бы! За 260 лет истории села не было вообще никакой. Никогда! Эту, построенную три года назад, местные называют дорогой жизни. По словам Петра Александровича, вопрос помог решить депутат АКЗС от Первомайского района Сергей Сивец, начальник Северо-Восточного ДСУ. Объект обошелся краевой казне в сто с лишним миллионов рублей. Но возможность пожилых сельчан видеть детей и внуков, живущих в Барнауле и Новоалтайске, вообще никакими деньгами не оценить.

– Раньше по весенним хлябям мы с вами из Жилино сюда не добрались бы. В межсезонье Новочесноковка была отрезана от внешнего мира. Из-за этого во многом опустело некогда процветающее село. С появлением дороги и моста люди воспряли духом, к нам даже стали переезжать горожане, покупая дома под материнский капитал. Пополнение – семь семей с детьми за три года, – приводит весомые аргументы глава сельсовета.

– Петр Александрович, а как же раньше-то вы без дороги обходились?

– Да по полям ездили. А если что-то срочное, например, медицинская помощь нужна была человеку, его лошадкой довозили до станции Голубцово, останавливали любой проходящий поезд, а дальше передавали по «скорой».

Сергей Булах, опытный водитель, домчал с ветерком. Центр цивилизации заречной части Новочесноковки – магазин. Перехватив мой недоуменный взгляд – кто-то скотчем прилепил к оконному стеклу телефон, продавец Елена Золотарева засмеялась:

– Наш «переговорный пункт». Его нельзя сдвигать. Ни в одной другой точке сигнал не ловит.

Проверяем свои телефоны – так и есть, «антенки» обнулены. Неудобство люди, у которых уже есть дорога и мост, хотят исправить. Хоть и на отшибе живут, а про цифровое равенство слышали. В соседнем Жилино-то и вышка своя, и «Мегафон» с «Билайном», а в Новочесноковку провайдеров сельская власть никакими калачами заманить не может. Ничего личного, только бизнес. Ведь даже если подключатся все 130 абонентов,  включая малышей, строительство вышки не окупится и через полвека.

– Мы нашли выход – организовали в селе спутниковую связь. И люди поначалу с удовольствием подключались, были у них и телефон, и Интернет. Но потом все отказались из-за высоких тарифов, – сетует Владимир Коровин. – Такая связь в восемь раз дороже сотовой. Неподъемно это для сельчан.

Его, Коровина, задача как депутата в такой ситуации – не давать власти сидеть сложа руки, что он и делает. В краевом Министерстве цифрового развития и связи о проблемах малых сел – а их в регионе около сотни – знают и готовы к реализации программ устранения цифрового неравенства. Но сделать это в полной мере удастся, когда совпадут социальная ответственность провайдеров, добрая воля депутатов АКЗС и защищенные статьи краевого бюджета. А пока, когда нужно в город детям дозвониться, местные ищут слабый сигнал кто как может. На крыше сидят, на лестницу забираются. Говорят, еще на водонапорной башне ловит…

Лезь повыше!

Павел Лапин, один из немногих в это утро покупателей, затариваясь продуктами, вслушивается в разговор и делится опытом: он решил проблему установив антенну с усилителем. За долгую жизнь в селе Павел Григорьевич помнит и лучшие его времена, и страшные 90-е, когда стали разъезжаться дети. Покинул отчий дом на улице Октябрьской и сын Лапина Артем.

– Ну а что тут делать ребятишкам? Когда моста не было, я даже баллоны газовые на себе таскал, – рассуждает мужчина. – Теперь получше стало, и настроение у людей появилось, и парень мой чаще бывает в родном селе.

Елена Золотарева подтверждает:

– Сейчас мы нормально живем. Кроме как на связь, ни на что не жалуемся. Мобильный ФАП приезжает, продукты подвозят, с почтой перебоев нет. А ведь недавно доставка корреспонденции на тот берег была моей головной болью, хотя расстояние всего четыре километра в одну сторону…

– При чем тут почта? 

– Так я же не только продавец. Еще и местный почтальон, и библиотекарь. Петр Александрович, вы, кстати, еще месяц назад должны были книжку сдать.

Глава сельсовета спохватывается, винится: «Опять забыл, в следующий раз обязательно».

Жителям Новочесноковки неведомо слово «буккроссинг». Им проще и понятнее – «общественная библиотека». Для нее отвели в магазине уголок, и теперь каждый может выбрать чтиво по душе.

Словно в подтверждение, что жизнь налаживается, мимо по новому мосту проехал школьный микроавтобус, привез домой из Жилино трех школяров.

– Эх, – вздыхает уроженец этих мест Коровин. – Когда я пошел в школу, нас было 35 первоклашек, не знали, как рассадить, парт не хватало. Восьмилетка в прежние годы учила по двести ребят. А сейчас она закрыта. Район продал ее по закону как муниципальную собственность. Но покупатель за несколько лет здесь так ни разу и не появился. Хиреет пустое здание.

Местные кивают на соседнее Жилино – там-де жизнь кипит. Капитально отремонтирована крыша детского сада, построена новая котельная, работают КФХ… Но не бросают свою милую Новочесноковку. Не зря ведь летом туда едут дачники. Места тут красивые, в речке рыба водится, под боком – водохранилище. Поговаривают, кто-то из предпринимателей собирается базу отдыха устроить. Вот только с экономикой у села не сложилось. Непроездное оно, в стороне от трассы. А кому нужен бизнес на отшибе? Потому нет своих КФХ, только личные подсобные хозяйства.

– Даже не знаю, кто сейчас сможет здесь организовать производственную площадку. Земля есть, но ее нет. После банкротства колхоза всю людям на паи раздали, а они ее частникам продали. Всё в частных руках сегодня, всё обрабатывается. Загнал фермер мощные голландские тракторы, ему двух механизаторов достаточно там, где раньше двадцать управлялись. А остальным куда? С этой точки зрения близость городов для нас спасение. Половина трудоспособного населения там работает. Хорошо, когда у человека есть работа, – трактует старую тему на новый лад Петр Роккель.

Говорливая речка Чесноковка, не особо буйная этой весной, словно котенок, трется о прочные опоры нового моста. Надежный он, крепко стоит на железных сваях и фермах. Такой и большегрузы выдержит, хоть двадцать, хоть пятьдесят тонн.

– Село перестоит, – с неожиданной грустью в голосе соглашается Коровин.

– И не говори, Николаич, – вторит Роккель.

Новости