Семья из Алтайского края продвигает культуру казачества с помощью музыки

18:00, 14 апреля 2024г, Общество 621


Семья из Алтайского края продвигает культуру казачества с помощью музыки Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

На общности интересов – так, по словам Олеси и Евгения Бадановых из Павловска, сложилась их семья. А интерес этот – казачья песня, музыка, их дом родной, их воздух.

Настоящее

Музыка, поселившись однажды в человеке, может молчать до поры до времени. Но обязательно прольется благодатным ручьем, дайте только срок. Евгений Баданов родился с этой музыкой в сердце, он знает что говорит:

– Однажды Олеся с сыном уехали в Мамонтово навестить родителей, а я в Павловске остался. И что-то так мне без них одиноко стало, что я взял баян и за полчаса сочинил музыку на стихи нашего поэта Николая Зудилина. Песня стала моим посвящением любимой.

Баданов – местный. Народную песню слышал с рождения – от певуньи-бабушки Любови Михайловны. Она и самый первый аккордеон ему купила. Со времен музыкальной школы Евгений освоил все народно-оркестровые инструменты. Окончил АГИК, кафед­ру народно-хорового пения. Когда учился на последнем курсе, на первый в вуз пришла новенькая – статная, улыбчивая, искорки в глазах. Большой вопрос, конечно, как парень за пять лет учебы на «девчачьем» факультете умудрился ни разу не влюбиться. Видимо, Олесю ждал. Едва увидел, понял, что не кино это про красивую любовь, а настоящее.

– Мы в одном общежитии жили, познакомились на колядках. А дальше – роман. Людям нашей профессии очень просто и в любви признаться, и предложение сделать. Если даже человек что-то утаит, музыка обо всем расскажет, – вспоминает собеседник.

Олеся, любительница природы, родом из Мамонтовского района. Каждый раз, проезжая Павловск по пути в Барнаул, она вздыхала: как же здесь красиво! Вот бы жить здесь, в окрестностях живописной Касмалы!

Сбылись мечты. В красивую дату, 11.11.11, молодые люди сыграли свадьбу. После защиты диплома Олеся приехала в Павловск, с тех пор работает в ДШИ, руководит детским фольклорным коллективом, выступает в составе казачьего хора, худрук которого – ее муж.

Казачьих кровей

Знаете, что самое любопытное? Родни среди казаков у Евгения нет, но именно ему 13 лет назад основатель Павловского казачьего хора (ныне – народного, в этом году коллективу 20 лет исполняется) Владимир Фёдорович Дмитриенко доверил руководство. И не ошибся. Когда артисты выходят сегодня со своей визиткой «Распрягайте, хлопцы, коней», кажется – небеса звенят.

Казачьих кровей – Олеся, чья родня живет в Чарышском районе, в Тулате. Ее род, мало того что музыкальный, так еще и «калейдоскоп этносов». Есть прабабушка – цыганка, есть мордва, а на дедову половинку Олеся – белоруска, дед и дал внучке это полесское имя. Фронтовик, он с гармонью прошел Великую Отечественную, с ней домой вернулся, после войны жил и работал в Змеиногорском районе, был директором Дома культуры. Вокально-инструментальным ансамблем руководил отец нашей героини, Евгений Михайлович. А составленная ею семейная летопись удостоена недавно диплома краевого конкурса «Согрей теплом родительского сердца».

– Мы – два лидера, два худ­рука с непростыми характерами, – выдает секреты согласия в семейной жизни Олеся. – Бывает, на репетиции я не согласна с мужем, у меня свое видение, но держу свой темперамент при себе. На людях он для меня – Евгений Юрьевич. А то, что не нравится, могу и дома с ним обсудить.

Из общей братины

Евгений, Олеся и Ярослав представляют костюмы сибирского казачества. Мужские – новенькие, еще даже шевроны не успели нашить. И женскую «парочку», какую носили в начале ХХ века: юбку с блузкой, с непременным гайтаном, который не только украшением казачкам служил. Название происходит от старорусского «гойдатися на шие». В прежние времена это был обычный шнурок, на который вешали ладанку с оберегом.

Казачья культура – не только яркие сценические костюмы да лихие песни. Особая эта среда складывалась со времен Ивана Грозного, даровавшего дружине Ермака в награду за взятие Сибирского ханства звание «Царская служилая рать». Какой пласт ни возьми – найдешь вековые традиции. И Евгений Юрьевич, к слову, сотник казачьего войскового общества, вместе с женой отыскивает сегодня росточки этой самобытной ветви русского народа, которых на Алтае не так много осталось.

В Камне-на-Оби, например, во время фестиваля «Казачья вольница» Бадановы увидели, как атаман прилюдно порол провинившегося казака. Подвыпив, парень оставил пост охраны, за что и получил 15 плетей. Ничего не поделаешь, обычай, и младший старшему не перечит.

А в Новотырышкино впервые довелось испить чачи из общей братины. Ох и крепка же, а отказаться нельзя, большая обида старикам. Буквально глоточек, а какой эффект! 80-летняя бабуля, забыв про возраст, лихо отплясывала в кругу!

Есть у супругов мечта, не реализованная пока:

– Мы в частном доме живем, все думаем, когда сможем завести своего коня. Но пока сложно об этом говорить, ведь даже скотины у нас нет, потому что работаем в культуре и все время проводим на работе, сцене, репетициях, выступлениях, гастролях.

А пока делает свои первые шаги в музыке сын Бадановых Ярослав. Занимается в музыкальной школе по классу фортепиано, постигает азы джигитовки и фланкировки. Имя этого одаренного паренька известно уже жюри многих краевых конкурсов, от «Касмалы» и «Иткульского лета» до павловских «Шермиций».

Фоторепортаж