На 7% вырос экспорт алтайских товаров в прошлом году

18:10, 08 мая 2023г, Экономика 851


На 7% вырос экспорт алтайских товаров в прошлом году Фото №1

Несмотря на сложности с доставкой и оплатой товаров, отказ общественности некоторых европейских стран видеть нашу продукцию на полках их магазинов, экспорт алтайских товаров в прошлом году вырос на 7%. Мы расспросили участников внешнеэкономической деятельности, как это им удалось.

Продержались

Барнаульская компания «Энергосберегающие технологии» продает в Казахстан уличные светильники. Заграничные поставки в общем объеме производства занимают около 7%. Тем не менее, они поддерживают экономику предприятия. Его директор и совладелец Олег Донцов говорит, что прошлый год был сложным. Внешнеполитические факторы сильно повлияли на развитие. В марте резкий скачок курса доллара заметно повысил себестоимость, так как отдельные комплектующие приобретали за рубежом.

– Экспортные контракты на поставку продукции в Казахстан надо было выполнять по старым ценам. Получается, что ты должен либо сокращать другие статьи затрат, либо просто закрываться. Но мы продержались на старых запасах 2–3 месяца, а уже новые договоры заключали по повышенным расценкам, – вспоминает Донцов. 

Казалось бы, Казахстан – соседняя страна и расчеты с ней велись в рублях, но алтайскому предприятию пришлось проводить транзакции через небольшой не попавший под санкции банк.

И в результате удалось нарастить экспорт процентов на 20.

– За счет чего?

– В Казахстане уже «наелись» китайской продукции, а наша ее превосходит по соотношению цена-качество, потому что мы постоянно совершенствуем технические характеристики светильников и не жадничаем. К тому же компания 11 лет на рынке, названия и учредителей не меняем. Это вызывает доверие у потребителей, – объяснил директор.

На этот год у владельцев «Энергосберегающих технологий» серьезные инвестиционные планы. Они приобрели при поддержке Алтайского фонда МСП в Барнауле участок под строительство собственного помещения, чтобы уйти из арендованного. На строительство тоже будут просить льготные кредиты.

– Государство сейчас лояльно себя ведет по отношению к бизнесу, особенно к промышленному, выделяя, насколько я знаю, «длинные деньги», и недорого. Например, на покупку земли мы брали заем процентов под 7–8. Это ниже инфляции. Мы даже не использовали оборотные средства, которые продолжали работать и приносить доход, – делится успехами предприниматель.

Через Казахстан

По мнению менеджера по внешнеэкономической деятельности компании «Две линии» Анастасии Жулевой, 2022 год для экспортеров выдался непростым и даже тяжелым. Пришлось менять структуру подразделения, планы, подходы. Из всех финансовых учреждений, через которые шла оплата с зарубежными странами, остался только Райффайзен Банк. Он проводит платежи в евро. В этой же валюте удается закупать и сырье.

«Две Линии» производит косметические изделия по уходу за кожей и продукты питания для здорового образа жизни.

– Раньше мы торговали с Саудовской Аравией, странами Прибалтики, Украиной, Великобританией, Арабскими Эмиратами. Мы стремились во Францию, Германию, – вспоминает специалист. Она говорит, что сегодня Европа не то чтобы закрылась: никто не разрывает контракты. Но возникли проблемы с доставкой.

– Последний пакет санкций ограничивает перевозку наших товаров. Сейчас из европейских стран мы работаем только с Сербией, но можем туда доставить товар только самолетом, а это очень дорого, – констатирует Жулева.

Она сообщила, что, несмотря на сокращение списка стран-импортеров,  компания «Две линии» нарастила отгрузки в другие, с которыми раньше вовсе не торговала, например, с Узбекистаном и Монголией. В результате экспорт вырос на 30%.

– Мы шагали уверенно, так как нам помогали Торгово-промышленная палата, Российский экспортный центр и региональный Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, – раскрыла один из факторов успеха менеджер. – Для поиска новых партнеров они продолжали организовывать выставки, бизнес-миссии.

Другой фактор роста связан с узнаваемостью Алтая как бренда, который развивают многие экспортеры.

– И если раньше мы сами были заинтересованы в экспорте, то теперь зарубежные партнеры сами на нас выходят, поскольку хотят, чтобы алтайская продукция стояла на полках их магазинов, – объясняет Жулева.

Недавно она вернулась из Таджикистана и там в аптечных сетях увидела продукцию своей компании, которую уже поставили перепродавцы.

Понятно, что «Две линии» хотела бы сама занять эту нишу. Представители компании провели успешные переговоры с таджиками и узбеками. И надеются нарастить экспорт.

На вопрос о возможном освоении безграничного рынка Китая собеседница ответила осторожно:

– Там мы покупаем сырье, но сбывать готовую продукцию пока не спешим из-за сложной процедуры ее регистрации. Зато активно работаем в этом направлении с Вьетнамом.

Для возвращения на рынок Европы руководство «Двух линий» планирует создать, например, в Казахстане представительство и торговать через него. Но это пока далекие перспективы, которые находятся на стадии проработки.

Журналист «АП» поинтересовался также, не требуется ли экспортерам дополнительная помощь от государства?

– Только если будут дальнейшие санкции, например, отключение Райффайзен Банка от международной системы передачи информации и платежей SWIFT, – ответила представитель алтайской компании.

В объятиях Ирана

ООО «Дивия» занимается производством крупы из чечевицы. Ее бобы шелушат, очищают от примесей на фотосепараторах, а потом упаковывают в потребительскую тару. Так как чечевичную похлебку в России мало кто любит, то 90% крупы уходит в другие страны.

– Это экспортная культура, – говорит директор и учредитель компании Анжела Киселёва. – Ее потребители находятся в странах Средней Азии и Ближнего Востока, в Иране, Турции.

Еще недавно чечевичную крупу покупали в Чехии, Болгарии и Македонии. Но в этом году с ними работать не получается.

Европейские контрагенты признавались, что не будут чечевицу приобретать, так как российские товары снимают с магазинных полок. Вторая непреодолимая проблема – логистика. «Дивия» возила чечевичку еврофурами через Белоруссию или Украину. Но потом услуги автоперевозок резко выросли, так как сократился на них спрос. Доставка сравнялась со стоимостью груза. Возить ж/д транспортом не получается, так как в Болгарии и Македонии его нет.

Но, лишившись европейских покупателей, «Дивия» увеличила поставки на Восток.

– Мы не потеряли, а даже приросли на 10%, – отмечает Киселёва. – Иран раскрыл нам свои объятия. Он находится 30 лет под санкциями и очень хорошо понял наши проблемы.

Предпринимательница говорит, что с вводом западных санкций первое время было тяжело наладить расчеты. Не успеешь в одном банке открыть счет, как отключают систему SWIFT, приходится искать другой, с рублей переходить на национальные валюты, например, на азербайджанские манаты, в которых можно оплачивать транспортные расходы. Благо российские банки последнее время переориентировались на валюты дружественных стран.

Только благодаря экспорту цены на чечевицу держатся в Алтайском крае на хорошем уровне.

– Но знали бы сельхозпроизводители, каких трудов нам это стоит, – говорит Кисёлева. – Какую титаническую работу приходится проводить, чтобы найти вагоны. На Китай – не дают, на Иран – не дают, через Казахстан не пропускают. Сейчас на пограничном переходе Алашанькоу между Казахстаном и Китаем сельскохозяйственные грузы колом стоят, так как казахстанцы вперед в Поднебесную пропускают свою железную руду, которая раньше шла в Магнитогорск, а теперь Магнитка попала под санкции.

Руководитель «Дивии» вспоминает и о двух- трехмесячных простоях грузов в портах, пока экспортеры не разобрались, какие суда будут возить российские грузы, под какими флагами.

Она с опаской ждала очередного пакета санкций, понимая, что если экспорт чечевицы запретят, то на этой культуре в крае можно поставить крест. Но сегодня ситуация улучшилась, трейдеры нашли много разных путей, перегружая с одного вида транспорта на другой.

– Мы не сдаемся, помня поговорку «Экспортёр на все хитёр», – смеется женщина. – И надеемся продать всю произведенную в Алтайском крае чечевицу.

Фоторепортаж