Гуркин восстановленный

12:00, 21 февраля 2015г, Общество 1157


Гуркин восстановленный Фото №1

В Художественном музее работает выставка «Алтай в живописи и графике Г.И. Чорос-Гуркина», посвященная 145-летию со дня рождения первого профессионального художника на Алтае.

Экспозиция не только дает возможность вновь увидеть изумительные творения мастера (от карандашных этнографических зарисовок до известнейших полотен «Хан-Алтай» и «Озеро горных духов»), но и раскрывает некоторые любопытные подробности музейной работы, обычно скрытой от глаз посетителей.

– Юбилейные выставки Григория Гуркина у нас проходят каждые пять лет, но в этот раз мы решили, что главной темой сделаем образ Алтая, а еще включим в экспозицию много новых работ, которые недавно вернулись после реставрации, – говорит Нина Гончарик, старший научный сотрудник музея.

В результате получилось, что кропотливый, поистине ювелирный труд реставраторов со всей России стал, пожалуй, второй главной темой выставки. И это заметит каждый, кто прочитает этикетки к работам: кажется, впервые в нашем музее там указаны не только название, год создания произведения и материалы, но и фамилии людей, занимавшихся восстановлением (а иногда и попросту спасением) шедевров.

– Буквально в 2014 году в наше собрание вернулись три полотна Гуркина: «Камни, снег, вода», «Дом на берегу» и «Тувинская лошадка», и сейчас мы их презентуем впервые, поскольку раньше они были в плохой сохранности, – говорит заместитель директора музея по научной работе и куратор выставки Наталья Царева. – И таких работ, живописных и графических, которые мы еще никогда не показывали, здесь очень много. Вообще, единственное произведение в экспозиции, с которым пока не работали реставраторы, – «Юрта в саду художника», небольшой зимний этюд еще в авторской рамочке в стиле модерн.

Даже по одной этой выставке можно проследить историю реставрации в краевом Художественном музее начиная с 60-х годов, говорит Нина Гончарик. Первый директор музея Владимир Мурнин вознамерился собрать лучшую коллекцию Гуркина – и разослал объявления в газеты по всему Советскому Союзу. Благодаря этому музей тогда приобрел действительно прекрасные работы (включая и «Озеро горных духов»). А потом все тот же директор списался с государственными реставрационными мастерскими им. Грабаря (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря), и в 1960 году московские мастера приступили к реставрации наследия алтайского живописца.

Группы реставраторов из разных музеев работали в Барнауле в конце 60-х, в 70-е в музее ненадолго появился свой реставратор, отдельные полотна приводили в порядок в 80-е. А в 1990 году два реставратора из Русского музея восстановили более 20 пейзажных работ Гуркина, среди которых одна из самых красивых – «Село Анос. Вид сверху». Даже в сложные времена, в девяностые и начале двухтысячных, музей умудрялся приводить в порядок некоторые работы, причем зачастую поводом для этого становилась очередная юбилейная дата художника.

Ну а с 1991 года наш музей постоянно сотрудничает с реставратором высшей категории из Томска Натальей Добрыниной, которая восстановила десятки полотен и в их числе – множество живописных произведений Гуркина. Например, удивительную большеформатную работу «Ковер» 1920 года – одну из центральных в настоящей экспозиции. В свое время она поступила в музей из частного собрания в ужасающем состоянии – по словам Нины Гончарик, была похожа на клеенку с большими трещинами. Сегодня, глядя на это полотно, можно лишь примерно догадываться, где его коснулась рука реставратора.

Кстати, сама Наталья Добрынина рассказала, что одной из любимых работ Гуркина для нее так и осталось самое первое произведение в ее реставраторской карьере – пейзаж с соснами и юртой, который хранится в Томском художественном музее. Его нашел на помойке один местный художник, и полотно было в ужасном состоянии: холст свернут в несколько раз, множество утрат… «Там сосны, а под сосной юрта. И я обратила внимание, как Гуркин написал кору дерева: там и серый цвет, и розовый, фиолетовый, синий, какого только нет! И тогда я специально пошла смотреть на сосны и увидела – боже мой, все это действительно так! Ту картину пришлось долго расчищать от загрязнений. Бывало, я за целый день успевала сделать только крошечный квадратик», – рассказала Наталья Порфирьевна.

Кроме того, Наталья Добрынина, через руки которой за 35 лет работы прошло около 600 произведений, рассказала нам об этических проблемах, возникающих в работе, когда утраты слишком велики, а опереться в восстановлении полотна совершенно не на что – нет ни старых фотографий, ни сколько-нибудь подробных описаний. И тогда реставратору приходится восстанавливать фрагмент просто по наитию, стремясь сделать так, чтобы ничто не резало глаз профессионального искусствоведа. А вот хорошим тоном среди реставраторов считается чуть выделить восстановленную часть картины легкой тонировкой – чтобы не вводить зрителей в заблуждение.

Кстати, работа экспозиции частично продлена: графическую часть можно увидеть до 22 февраля, а наслаждаться живописью мастера – до конца марта.

Фоторепортаж