Х Межрегиональная молодежная выставка «Аз.Арт. Сибирь – 2021» продолжается в Барнауле

06:30, 17 июля 2021г, Культура 1940


Х Межрегиональная молодежная выставка «Аз.Арт. Сибирь – 2021» продолжается в Барнауле Фото №1
Х Межрегиональная молодежная выставка «Аз.Арт. Сибирь – 2021» продолжается в Барнауле Фото №2
Х Межрегиональная молодежная выставка «Аз.Арт. Сибирь – 2021» продолжается в Барнауле Миниатюра №3
Х Межрегиональная молодежная выставка «Аз.Арт. Сибирь – 2021» продолжается в Барнауле Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

До 30 июля в Барнауле работает Х Межрегиональная молодежная выставка «Аз.Арт. Сибирь – 2021».

Основная конкурсная экспозиция впервые разместилась в «Титов Арене» на площади 2000 квадратных метров, но ею мероприятия биеннале не ограничиваются. В обширной программе –открытые лекции и экскурсии для всех желающих, искусствоведческая конференция и круг-лый стол, а также параллельные выставочные проекты.

Спасибо от автора

На конкурсной выставке просто невозможно пройти мимо огромной многосоставной деревянной скульптуры барнаульца Ивана Мозгового, напоминающей то ли троянского коня, то ли кентавра с головой-избушкой, то ли сюжет похищения Европы.

– С графикой у меня как-то сумбурно получилось, а скульптурой я более-менее доволен в этом году, – говорит автор. – Я ее активно делал, наверное, с зимы, и восприятие ее постоянно менялось.

Иван говорит, для него это уже как минимум шестой «Аз.Арт», но в этом году вместо привычного оживления он чувствует опустошение и желание взять небольшой творческий отпуск. «С другой стороны, может, насмотрюсь сейчас на других, – надеется художник. – Работы, у которых я всегда учусь, приезжают к нам из Красноярска, для меня они эталон».

А живописец Алёна Наволокина участвует уже в четвертом «Аз.Арте», и всякий раз ее холсты становятся чуть больше. Сейчас свежая работа «Один на один» 
(170 х 150 см) «держит» всю стену.

– Моя живопись всегда пастозная, в маленьком формате это сложно, – говорит Алёна. – В конце концов, наш стиль, почерк – это язык, которым мы общаемся со зрителем, а сказать ему хочется многое. Как-то заинтересовать, притянуть к себе. Мы же не пишем в стол, всегда работаем для кого-то. И если человек останавливается перед картиной и о чем-то задумывается, за это ему огромное спасибо от автора!

Впервые не разбили

Сейчас в «Титов Арене» можно провести несколько часов, забыв о времени и изучая удивительные новые техники, сюжеты и способы произвести на зрителя впечатление. Тут и живопись в технике «чернила, масло», покрытая эпоксидной эмалью, и мозаика из витражного стекла, и снятые с подрамников холсты с люверсами, и бесконечные эксперименты с материалами вроде картин из пластилина. Одно крыло выставочного пространства полностью отдано живописи и декоративному искусству, другое – уникальной и печатной графике, в витринах и на подиумах разместилась скульптура и мелкая «декоративка», а на черных больших баннерах вдоль стен напечатаны искусствоведческие труды, которые второй год подряд являются частью экспозиции.

– Мы не разделяли работы по региональному принципу, тут всё вперемежку, – объясняет председатель краевого Союза художников Дмитрий Петренко, который эту огромную экспозицию делал собственноручно. – Порой даже не знали, кто авторы, просто распечатывали коробки с работами и компоновали так, чтобы они выгодно друг друга оттеняли.

Губернаторский и президентский гранты и существенно возросший почти до 8 млн бюджет выставки, по словам Петренко, позволили впервые ничего не разбить во время разгрузки: «Раньше то коробка со скульптурой смята, то холст продавлен, – сетует он. – Хотелось бы, чтобы в этот раз ни одна работа не упала. Кстати, на выставке работают смотрители и достаточно большая группа волонтеров, которых мы обеспечим чаем, печенюшками и масками».

И уже трудно поверить, что в 2004 году все начиналось с 90 художников из 10 городов, а все работы уместились в Выставочном зале на Новом рынке (краткий обзор истории проекта «Аз.Арт. Сибирь» представлен на колоннах в «Титов Арене»).

Ничего не требуя взамен

– Меня поражает, что ваш проект последовательно развивается по восходящей, – говорит член жюри, влиятельный сибирский искусствовед, куратор, заместитель директора Кемеровского областного музея изобразительных искусств Марина Чертогова. – Это касается всего – выставочных пространств, оборудования, этикетажа, каталогов, дизайна, я уж не говорю о качестве отбора работ. Но по многолетнему опыту художественной жизни я знаю: если не будет лидера, ни один проект не состоится. Поэтому хочу сказать теплые слова вашему бессменному куратору Николаю Зайкову.

– Но почему сюда стоит прийти обычному человеку, не специалисту?

– Часто слышу от людей: «Я в этом ничего не понимаю». Но искусство там, где ничего понимать не надо, нужно просто прийти и насладиться. А если не насладиться, то получить отрицательную реакцию, когда тебе что-то активно не нравится. По крайней мере, увиденное выведет вас из привычного состояния. Можно жить по заведенному распорядку, а можно сделать паузу, прийти на выставку – и она даст вам эмоцию. Искусство – это то, что обогащает, ничего не требуя взамен.

А бывшая участница «Аз.Арта», а ныне педагог и член конкурсного жюри художник-график из Омска Анастасия Гурова говорит, что приехала на выставку с ожиданием восторга. На вопрос, можно ли по этой экспозиции судить о состоянии молодежного искусства Сибири, она отвечает:

– Да. Другое дело, что здесь представлены авторы, так или иначе приближенные к Союзу художников России, но есть еще неформальная часть молодежи, которая в таких проектах не участвует. Так что нельзя сказать, что это стопроцентный срез. Но те, кто собирается играть по профессиональным правилам, все здесь. Единственное, хотелось бы, чтобы и сами молодые приезжали сюда посмотреть, даже если не прошли отбор. Такие выставки художникам стоит посещать, чтобы видеть свои и чужие работы в пространстве. На самом деле я здесь видела представителей других регионов – и на их работы опирается эта экспозиция. Потому что активность проявляется во всем.

Кто видит цель

Итоги конкурса представительное региональное жюри подвело уже на второй день работы выставки, но результаты – имена лауреатов и дипломантов в шести номинациях – обещают обнародовать только 29 июля. Кстати, премия лауреату в этом году составляет 25 тысяч рублей. Взамен автор должен передать свою работу Художественному музею Алтайского края.

– На открытии выставки вы сказали, что искусство недемократично, а выживет в нем сильнейший. Что посоветуете молодым художникам? – спросили мы председателя жюри, новосибирского графика, академика, профессора Вадима Иванкина.

– Видеть цель и идти сквозь стены, потому что это единственный способ. Знаете, я начинал путь уже на излете советской власти в 1980-е годы, и в то время как я показывал свои маленькие этюды, были художники с гораздо более интересными работами! Тем не менее я нудно шел к своей цели. У меня были провалы, неудачные годы, отвратительные работы – художник не может всегда «лететь ровненько». Но выживет действительно тот, кто будет видеть цель. И попытается не афишировать свои слабые стороны, превратит недостатки в достоинства.

– А молодежные выставки действительно помогают расти?

– Помогают, если трезво и с юмором к себе относиться. Увидеть, как твоя работа смотрится среди других, кто что делает и как себя позиционирует, можно только на выставке.

Фоторепортаж