Театральный век династии Поповых – Токаревых из алтайской глубинки

15:00, 20 января 2016г, Общество 2239


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Когда в самом конце прошлого года во время чествования победителей краевой эстафеты «Согрей теплом родительского сердца» прозвучала династия Поповых – Токаревых из Ребрихи, мы подумали, что ослышались. Театральная семья – в селе? Да, так и есть. Общий актерский и режиссерский стаж представителей этого рода –100 лет.

Природа не отдыхает

Проект, представленный династией на краевом фестивале, так и называется – «Театральный век семьи Поповых». Если весь мир – театр, то дом можно легко превратить в сцену, на которой разыгрываются увлекательные сценарии, причудливо переплетаются сюжетные линии… Семья, с которой «АП» познакомилась в Ребрихе, не шаблонна, не стереотипна. Театральные династии в понимании обывателя – это Вертинские, Дуровы, Ефремовы… А тут алтайская глубинка и три поколения детей, выросших за кулисами. Даже в самых маленьких представителях рода явная актерская порода. Вернувшись из детского сада, Саша и Ангелина, барышни пяти и трех лет, перевоплощаются. Их младший брат, помогая сестрам, тащит игрушечный реквизит для смешной сценки. Двух селянок девчонки играют вдохновенно и вполне убедительно:

– Где была?

– На рынке!

– Что взяла?

– Свининки…

Семейный альбом Поповых – Токаревых, с которым нас знакомит Ирина, хозяйка дома и мама трех маленьких артистов, ничуть не беднее, чем у знаменитых на весь мир фамилий. Она с нежностью рассказывает о своем деде, фронтовике, заслуженном работнике культуры РСФСР, с которого начиналась династия:

– Федор Андреевич Попов родился в 1907 году. Организовывал первые избы-читальни в Ребрихе, стоял у истоков того, что принято называть народным театром. Посмотрите, портрет, написанный его сыном – художником Валерием Поповым, очень точно передает неугомонный характер деда. А с бабушкой Галиной Валериановной он познакомился еще до войны, когда работал в Магнитогорском театре рабочей молодежи. В июне 1941 года он привез ее в Ребриху представить семье. Но началась война, дедушка ушел на фронт, бабушка Галя ждала его здесь, на Алтае. Он воевал на Невском пятачке, оборонял Ленинград, а в 1943 году, после ранения, был комиссован. Пять лет, с 1944 по 1949 год, служил в краевом театре драмы.

«Мой дед – Фёдор Попов»

Старшее поколение театралов Барнаула наверняка помнит сыгранную Федором Поповым роль генерала Самсонова в послевоенной постановке драмтеатра «Суворов». Для актера и режиссера эти годы были бы самыми счастливыми, если бы не смерть, одна за другой, двух их с Галиной деток. Решение вернуться в Ребриху, на свежий воздух и парное молочко, супруги приняли, чтобы спасти дочь Наташу. На скудном питании у нее случилось заражение крови. Актеры краевого драмтеатра сделали невозможное, достав для девочки дефицитнейший в 1947 году пенициллин. Наташу спасли.

В Ребрихе Федор Андреевич создал драмкружок, переросший в народный театр. Впоследствии его труппа не раз становилась лауреатом многих фестивалей – всесоюзных, всероссийских, краевых. Из пяти детей Федора и Галины Поповых (Наташа, Володя, Валера, Елена, Андрей) трое связали свою судьбу с театром. Андрей – майор милиции в отставке, самодеятельный актер. В профессиональную режиссуру вслед за отцом ушли отец Ирины Владимир Федорович и ее тетя Наталья Федоровна, та самая спасенная девочка. Она окончила Самарский (ранее – Куйбышевский) институт культуры, курс знаменитого Петра Монастырского. Сегодня одно из любимых занятий театралов Ребрихи – слушать «монастырские» рассказы в исполнении Натальи Федоровны:

– Петр Львович учил нас по простой методе «делай как я». Мы сутками пропадали в драмтеатре, разбирали спектакли, репетировали, сдавали экзамены. Актеры, многие из которых были нашими преподавателями, умоляли: «Перестаньте ходить на каждую нашу репетицию!» При студентах они не могли играть вполноги, приходилось выкладываться. А сам Монастырский любил создавать нам ситуации, когда безо всякого реквизита и костюмов нужно было выполнить любую его режиссерскую задачу. А девчонок он учил носить короткие юбки. Это хороший способ избавиться от страха сцены, от комплексов.

В Ребрихе вместе с братом Владимиром она создала детский театр-студию «Родник» в 1980 году, том самом, когда родилась Ира. К слову, имя девочке выбирали всем театром. Первую серьезную роль в постановке папы и тети «Завтра была война» девушка сыграла, когда училась в 10 классе. Она и ее братья Антон и Кирилл – третье поколение театралов Поповых. Выпускница АлтГАКИ, ученица педагогов Олега Пермякова и Нины Таякиной, сейчас она заменила Наталью Федоровну в качестве режиссера ребрихинского театра.

Почему нет?

Предполагаем, что семей, подобных этой профессиональной театральной династии из села, в России единицы. Если она вообще не единственная. Но Ирине и ее мужу Павлу семейная режиссура удается не хуже, чем сценическая. Они поженились 9 лет назад, уже отучившись в вузах, она – в институте культуры, он – в политехе. Свадьбу сыграли перед тем, как Павла Токарева призвали в армию, в дивизию имени Дзержинского. Супруги хохочут, вспоминая, как молодая жена к нему в Москву на побывку ездила. Трое суток на поезде туда, трое оттуда, на свидание с любимым – ровно сутки, причем еще неизвестно было, отпустят ли его в увольнение: накануне Павел… подрался. Благо отцы-командиры вошли в положение. Жену он встретил с синяком под глазом.

У Ирины и Павла Токаревых пока трое малышей. Молодые родители не из тех, кто рожает одного за другим, не задумываясь о будущем детей. Но так получается, что каждый новый ребенок улучшает их жизнь во всех смыслах. С рождением старшей, Сашеньки, им удалось переехать из съемного в свой, хоть и маленький, домик. Когда ждали Ангелину и ломали голову, как растить двоих детей на зарплату сельского участкового уполномоченного, полицейским, к радости супругов, серьезно увеличили денежное содержание. К рождению Ильи молодые специалисты, работающие на селе, получили именной жилищный сертификат. На эти деньги они и достроили просторный дом для большой семьи.

Сейчас Токаревы принимают очень важное для себя решение. Они мечтают, чтобы в их семье было пятеро ребятишек. Павел переглядывается с женой и решается рассказать:

– Мы хотим усыновить малышей. Не взять под опеку, а именно усыновить. Это пока лишь желание, но оно вполне мотивированное. Мне по роду службы каждую неделю приходится выезжать в социальные неблагополучные семьи. Когда вижу, в каких иной раз условиях живут ребятишки, потом долго болею, прихожу в себя. И мы с женой подумали: все равно собираемся еще заводить детей, а они вот, уже готовые, подросшие. Почему нет?

Пока говорили, никто из взрослых ни разу не впал в морализаторство по поводу воспитания детей. Может, потому, что играть для них – это как жить, как дышать? Пространство, сотканное Поповыми – Токаревыми из таланта и любви. Обеденный стол – просцениум. Детские игрушки – реквизит любимого спектакля. Солнце, которое каждое утро поднимается, словно занавес. И трогательный сценарий, написанный самой жизнью.

Полина СВЕТЛОВА

 
Фоторепортаж