Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее»

10:04, 15 октября 2022г, Культура 831


Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Фото №1
Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Фото №2
Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Фото №3
Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Фото №4
Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Фото №5
Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Миниатюра №6
Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Миниатюра №6
Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Миниатюра №6
Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Миниатюра №6
Как в Барнауле проходит III Международная биеннале «PRO Будущее» Миниатюра №6

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле сейчас проходит III Международная молодёжная биеннале дизайна «PRO БУДУЩЕЕ».

Программа расписана до 25 октября, и в ней – выставочные проекты, лекции ведущих специалистов и мастер-классы. Но центральное событие – выставка-конкурс отечественных и зарубежных молодых дизайнеров, которая открылась в Выставочном зале музея «Город».

По словам организаторов, заявки поступили из 24 российских регионов, а также из Азербайджана, Казахстана, Китая и Болгарии. В итоговую экспозицию вошло более 500 работ, предметов и макетов. Представлены ландшафтный дизайн, интерьеры и экстерьеры, костюмы, упаковка, дизайн книги и предметный дизайн, комплексная айдентика (проще говоря, фирменный стиль).

Занялись наследием

Дизайнеры интерьеров из Иркутска Наталья Положеева и Мария Слепова представили проект по воссозданию утраченных плафонов для исторической люстры в здании бывшего Русско-Азиатского банка, построенного в 1910 году (сейчас, по словам участниц, в нем размещается поликлиника).

– Мы окончили курсы повышения квалификации для дизайнеров в Иркутске и должны были выполнить итоговый проект, проделав исследовательскую работу, – рассказала Наталья. – Решили идти путем сохранения наследия: взять наш памятник архитектуры и точечно проработать проблему с плафонами.

– Финансирования на исторические объекты в России в принципе не хватает, так что за бюджетный счет решать такую узкую проблему никто не будет, – добавляет Мария. – И сейчас эта люстра без плафонов, а здание – в обветшалом состоянии.

Девушки смогли восстановить плафоны по старинным фотографиям, напечатали 3D-макеты и теперь ищут спонсоров, которые изготовят их из хрусталя, – стоимость уже просчитана.

С искусственным мехом

А театр моды «Шёлковая кисточка» из Горно-Алтайского политехнического колледжа им. Гнездилова единственный участвует в номинации «Дизайн костюма» с готовыми вещами, а не эскизами. Бессменная руководительница коллектива Елена Кармацких рассказала нам, что их дизайн «питается не пустыми мечтами, а соками своей земли» – этникой и значимыми для региона событиями. В зале музея сейчас представлены четыре коллекции, почти все уже получили какие-то призы на творческих конкурсах.

– Мы здесь представляем коллекцию по мотивам алтайского костюма, которая в прошлом году получила 1-е место на региональном туре конкурса «Русский силуэт» в Барнауле. Она как бы создана человеком, который побывал в Европах, поучился, обтесался, а потом возвращается на свою милую родину и вновь приникает к корням, – объясняет Елена Анатольевна. – А новейшая коллекция «Чуйская трактовка» посвящена 100-летию нашей транспортной артерии, важнейшей для региона. В ней – смешение русского и алтайского костюмов, соединение с русским конструктивизмом. Такой синтез национального, традиционного и модернистского с использованием искусственного меха.

Преподаватель говорит, что ее студенты – будущие конструкторы-швейники. В эскизах они, может, и не очень сильны, зато свои идеи сразу «материализуют». И их готовые вещи, по общему мнению, стали украшением экспозиции.

В целях просвещения

История проекта «PRO БУДУЩЕЕ» началась в 2008 году с выставки студенческих работ Института архитектуры и дизайна АлтГТУ. Международная биеннале возникла в 2018-м, в 2020-м из-за пандемии она состоялась в онлайн-формате, а в этом году все мероприятия проходят очно.

– У нас насыщенная деловая программа: межрегиональная конференция, открытие многих экспозиций, таких как «Золотая блоха» – XXII Международная выставка-конкурс торговых марок и логотипов, – перечисляет председатель краевого отделения Союза дизайнеров России и идейная вдохновительница биеннале Юлия Раменская. – Изначально это просветительское мероприятие для молодых – от 15 до 35 лет, поэтому у нас запланирован ряд открытых лекций по разным направлениям дизайна, которые прочтут педагоги из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Екатеринбурга и Новосибирска.

Кроме того, в программе форума – открытие в залах Художественного музея Алтайского края выставки выдающегося российского художника книги и сценографа Алексея Дмитриева (вернисаж – 20 октября).

Интрига и развитие

Девять конкурсных номинаций объединены в группы: средовой, графический, предметный дизайн и дизайн костюма. Оценивает работы жюри в составе 20 человек из разных городов России.

Доцент кафедры графического дизайна и визуальных коммуникаций РГУ им. Косыгина, кандидат искусствоведения и член жюри Любовь Козырева говорит, что главное в работах – новизна: «Это должно быть что-то очень яркое, современное. Сама биеннале называется «PRO БУДУЩЕЕ», так что для меня это ключевой критерий». По ее словам, в переломные моменты в экономике и политике дизайн, особенно графический, реагирует на перемены в первую очередь. Меняются шрифты, усиливается динамика, что помогает людям сориентироваться и успокоиться «в этом бушующем море».

Председатель жюри, директор ИнАрхДиза АлтГТУ и доктор архитектуры Сергей Поморов масштаб биеннале оценивает как грандиозный:

– Каждый регион в последнее время стремится организовать у себя такие форумы: параллельно проходят мероприятия в Казани, планируются в Калининграде. Но наш – в числе крупнейших, потому что мы одними из первых начали его проводить. И мне кажется, что масштаб будет расти. Дизайнер – это тот, кто смотрит на мир глазами завтрашнего дня, а это всегда интрига, развитие. К новому, неизведанному тянется молодежь. За дизайном будущее!

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж