Импульс для учителя: путь в науку для ребенка начинается с увлеченного педагога

15:00, 28 сентября 2015г, Образование 1820


1
1

На минувшей неделе в Барнауле на базе педуниверситета состоялся педагогический лекторий «Актуальные проблемы современной науки и техники».

Вольтметр в помощь врачу

В рамках пяти предметных секций выступали профессора и преподаватели ведущих вузов Алтайского края. Например, профессор медуниверситета Галина Бородина дала рекомендации по тематике школьных исследований в области медицины. Кандидат филологических наук, доцент АлтГУ Сергей Мансков рассказал об анализе художественного текста. Постоянный участник программы «Будущее Алтая» доктор физико-математических наук, профессор АлтГПУ Юрий Мальцев объяснял, как организовать со старшеклассниками исследовательскую работу по математике, а профессор АлтГПУ Ольга Труевцева помогла учителям сориентироваться в тематике исследований этнографической направленности. И это далеко не полный перечень затронутых вопросов.

В краевом центре информационно-технической работы программу «Будущее Алтая» понимают как важную педагогическую школу, ведь зачастую путь в науку для ребенка начинается именно с увлеченного и продвинутого учителя. И в каждой тематической секции выступали школьники – авторы наиболее успешных исследований прошлого учебного года.

В первый день лектория работала секция «Физика, астрономия, техника». Кандидат физико-математических наук, профессор АлтГПУ Алексей Насонов посвятил свое выступление работе с одаренными детьми в сельской школе.

– Я курирую Северный округ, в который входит семь районов края, и каждый год мы проводим окружные олимпиады, а также семинары и «круглые столы» для учителей, – рассказал он нам. – Однако выездными мероприятиями дело не ограничивается, с каждым педагогом работаю персонально – выясняю условия в его школе и предлагаю тему, которую там можно реализовать. Педагоги, которые не первый год сотрудничают с программой «Будущее Алтая», уже прекрасно знают правила написания работ, критерии их оценки на краевом и федеральных конкурсах. Недавно один парень из краевого педагогического лицея ездил на летнюю школу фонда «Династия» в город Пущино Московской области, делал доклад по своей экспериментальной работе. Так московские преподаватели говорили, что порой даже работы их выпускников недотягивают по уровню до его исследования!

В таких областях, как физика и химия, многое зависит от имеющегося в школе оборудования, говорит Алексей Насонов. Но не меньшее значение имеет целеустремленность учителей и детей. «Когда-то один мой подопечный из барнаульской 42-й гимназии сделал обычный ламповый вольтметр, но на конкурс это не пошлешь, – вспоминает профессор. – И тогда мы изучили, как этот прибор может помочь… врачу-иглотерапевту! Оказывается, с ним легко определить те самые точки, отвечающие за различные органы тела. Его доклад на всероссийском конкурсе имел большой успех».

Немодные звёзды

С тех пор как астрономия выпала из базисного учебного плана, ее изучение сводится в основном к кружковой работе неравнодушных учителей. Доцент АлтГТУ Александр Каплинский посвятил свой доклад подготовке и планированию астрономических наблюдений.

– В небе много чего есть, но не всё и не всегда можно наблюдать, да и не любым инструментом, – объясняет Александр Евгеньевич. – Все эти нюансы я собрал в одном докладе: как готовиться к наблюдениям, на что обратить внимание, куда для этого выезжать, даже как самому предсказывать погоду.

– Думаете, кто-то из учителей физики заинтересуется?

– Я уже 12 лет пытаюсь заинтересовать педагогов. Есть учителя, с которыми мы постоянно общаемся по поводу исследовательских работ детей, но они уже обращаются ко мне напрямую. Остальные, возможно, и сами не очень-то разбираются в этом вопросе… Знаете, я сейчас под впечатлением от очередного Сибирского астрономического форума, который уже в десятый раз прошел под Новосибирском. В Алтайском крае о нем практически никто не знает, а из Новосибирска или Омска туда приезжает огромное количество увлеченных людей. Я сам проводил там наблюдения – обычные люди просили показать им, скажем, туманность Андромеды. И это был такой восторг от того, что они увидели на небе! Да, астрономия тесно связана с физикой, но известны случаи, когда и гуманитарии достигали в ней больших высот. На этом форуме я слышал историю музыканта, который настолько увлекся наукой, что поступил в аспирантуру Института астрономии и сейчас уже готовит кандидатскую диссертацию. Да и среди моих коллег есть далеко не только технари, которые «натирали зеркала» для телескопов.

– Наверное, все упирается в проблему оборудования, особенно в сельских школах.

– Знаете, все говорят: «У-у, телескоп – это дорого!» Но нормальный компьютер сегодня дороже стоит, люди просто не знают об этом. Только в отличие от компьютера телескоп со временем не потеряет своей стоимости…

На стыке двух наук

Педагог дополнительного образования Олег Журавлев из Новоалтайска в программе «Будущее Алтая» уже 15 лет. Он говорит, что за эти годы уровень школьных исследований сильно вырос, изменились подходы к работе с одаренными детьми. На лектории он и его ученица – одиннадцатиклассница Кристина Алигасанова представили как раз пример успешного школьного исследования на актуальную для промышленного производства тему «Создание устройства для определения вязкости жидкости».

Когда-то подобными вещами занимались станции юных техников и центры технического творчества, говорит педагог. Но с появлением ФГОС новых поколений во многие общеобразовательные школы пришли педагоги, способные пробудить интерес детей к изобретательству. Сам Олег Владиславович работает в новоалтайской средней школе № 1 и занимается с детьми с 6 лет и до выпускного класса:

– Я веду начальное моделирование и тестопластику, радиоспорт – у нас есть коллективная радиостанция и свой позывной, зарегистрированный в Россвязьнадзоре. Еще мы занимаемся 3D-моделированием. Ну а высший пилотаж – научные исследования на стыке двух наук. Пример? Биофизика – мы с ученицей создали прибор для очистки воды озоном. Собрали установку, генерировали озон, растворяли в воде и наблюдали за простейшими, результат был поразительный. На стыке химии и физики мы создали прозрачную токопроводящую пленку для обогрева стекла. В последние годы работаем с ультразвуком, создали сенсор, работали с малоизученными сдвиговыми волнами, и нам очень помогали консультациями профессор АлтГТУ Виктор Федянин и профессор АлтГУ Виктор Седалищев.

Залог успеха – готовность школьного педагога сотрудничать с вузами, возить детей на фестивали науки и в лаборатории. Когда-то Олег Журавлев работал в центре детского технического творчества, но нынешняя работа в школе ему нравится больше:

– У меня очень много учеников, дверь открыта целый день. Постоянно слышу инновационные предложения: «Олег Владиславович, у вас килограмм урана есть?» Приходите, говорю, найдем! (Смеется.) Но в нашей работе очень важна заинтересованность школьного руководства, и поэтому я хочу отметить нашего директора Ольгу Зинкевич, которая радеет за приобщение учеников к инновационным исследованиям.

фото предоставлены КЦИТР

Фоторепортаж