Интересные факты из истории космонавтики: Герман Титов едва не приземлился на железную дорогу

10:24, 12 апреля 2016г, Общество 7059


1
1

В истории космонавтики, который мы отмечаем сегодня, 12 апреля, были как радостные, так и трагические страницы.

В преддверии первой годовщины космического старта Юрия Гагарина наш земляк Герман Титов, прозванный космическим жителем за его вторую в истории человечества, но уже не часовую, но суточную космическую «дорожку», предложил увековечить полет человека в космос и учредить в нашей стране соответствующий праздник.

Это предложение было принято, и 9 апреля 1962 года Указ о праздновании Дня космонавтики был подписан Президиумом Верховного Совета СССР. С той поры день 12 апреля стал официальным праздником нашей страны.

В 1968 году праздник в честь покорения космоса получил международный статус. В апреле 2011 года Генеральная Ассамблея ООН внесла изменение в название привычного Дня космонавтики и провозгласила всемирный праздник Международным днем полета человека в космос.

Без гарантии безопасности

Путь в космос с самого начала был делом непростым и опасным. Первый полет человека к звездам традиционно приурочили к празднику – 7 ноября 1960 года. Но 26 октября 1960 года во время взрыва ракеты на старте погибло 54 человека и среди них главком ракетных войск маршал Неделин. После этого полет в космос был отменен и перенесен на апрель 1961 года.

«Есть полная уверенность, что корабль выйдет на орбиту,  – пишет в своем дневнике ранней весной 1961 года командир первого отряда космонавтов генерал-лейтенант Николай Каманин, – но нет еще гарантии безопасной посадки…»

Посадка Юрия Гагарина, по счастью, прошла успешно, а вот космонавт № 2 Герман Титов во время спуска на Землю едва не погиб. Когда на высоте семи тысяч метров раскрылся парашют, космонавт увидел,  что его несет на железную дорогу, а наперерез, как в кино, мчится поезд. Вернуться из космоса и погибнуть под колесами состава – глупее не придумаешь...

Титов приземлился неподалеку от железнодорожных путей на вспаханном поле. Позже с присущим ему юмором он сказал жене Тамаре: «Хорошо саратовские колхозники пашут, а то б еще тяжелее пришлось».

27 марта 1968 года – трагический в истории космонавтики день. В тренировочном полете погибают первый космонавт Земли Юрий Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серегин. Главному маршалу авиации К. Вершинину, который был тогда главкомом ВВС, ставили в вину то, что он не запретил летать Гагарину. Ведь сделал же это президент Соединенных Штатов, запретив летные тренировки американскому астронавту № 1 В. Гриссому.

Нужно только сказать еще, что распоряжение президента США запретить полеты Гриссому, возможно, и уберегло последнего от гибели в небе. Но больно уж опасная работа и у космонавтов, и у астронавтов. Смерть нашла Вирджила на земле во время испытаний в кабине американского корабля «Аполлон-1», готовящегося к старту на Луну. Это произошло почти за год до гибели Юрия Гагарина – 27 января 1967 года.

Тогда во время внезапно вспыхнувшего пожара в течение 15 секунд заживо сгорели трое американских астронавтов: 36-летний Эдвард Уайт, 40-летний Вирджил Айвэн Гриссом и готовившийся к своему первому полету совсем молодой Роджер Брюс Чаффи.

5 октября 1967 года отряд астронавтов НАСА понес еще одну утрату. При выполнении тренировочного полета на самолете погиб Клифтон Уильямс, входивший в дублирующий экипаж КК «Аполлон-3».

Не успел мир оправиться от этого потрясения, как при завершении полета советского космического корабля «Союз-1» погиб космонавт Владимир Комаров. На конечном этапе спуска корабля на Землю отказала парашютная система…

Дело всей жизни

Судьба Владимира Комарова еще один ярчайший показатель того, чем для этих людей, Гагарина, Титова, Гриссома, Гленна и других, был космос.

Из-за болезни врачи запретили космонавту всякие тренировки,  полгода не должен был летать, прыгать с парашютом, заниматься на тренажерах. На совещании, где решалась его судьба,  большинство настаивало на том, чтобы отчислить Комарова из отряда космонавтов. Тем не менее его включили в группу подготовки к полету. Но во время одной из медицинских проб на ленте прибора, записывающего работу сердца, появился всплеск кривой, и ему твердо сказали: «Не годен».

Но Комаров и на этот раз не подумал сдаваться. Он сам разработал для себя дополнительные упражнения, связанные с перегрузками, отрабатывал каждое движение, многократно повторяя нагрузки, увеличивая их,  и все-таки своего добился. Его сначала допустили к испытаниям на центрифуге, потом к прыжкам с парашютом. Здоровье не подвело, и ему официально разрешили приступить к тренировкам.

12 октября 1964 года Владимир Комаров наконец отправился в космос на первом в мире трехместном пилотируемом корабле «Восток» в качестве командира вместе с К. Феоктистовым и Б. Егоровым. Весной 1967-го Государственная комиссия утвердила Комарова космонавтом-испытателем корабля «Союз-1»…

Один из героев книги Владимира Богомолова «Момент истины» генерал Егоров в письме матери своего подчиненного, уже потерявшей на войне мужа, брата и дочь, пишет:

«Я сочувствую Вашему горю и с пониманием отношусь к Вашей просьбе. К сожалению, в условиях Действующей армии создание Вашему сыну «щадящего режима для сохранения его жизни», как Вы просите в своем письме,  не всегда представляется возможным…»

«Щадящий режим…» Никогда не создашь его не только в условиях действующего фронта, но и для человека, решившего быть первым, открывать неизведанное. Для очень многих эта дорога стала не только путем к славе, но и к преждевременной гибели. Но тех, кто шел рядом с ними, их братьев по духу,  это не остановило…

В 1990 году, когда Герману Степановичу исполнилось уже 55 лет,  кто-то из журналистов спросил у него, не допускал ли Герман Титов вероятности своей гибели перед полетом?

– Как вам сказать, – раздумчиво ответил наш земляк. – Мы знали, что до моего полета были аварии при испытании ракет. Видели, как они взрывались. Но если боишься – не садись в кабину ни самолета, ни космического корабля. И если думать о том, что мы все равно все помрем, зачем мы тогда живем и работаем?..

«Покорение космоса стало делом нашей жизни… Понимаете? Жизни!.. – написал Герман Титов в своих воспоминаниях. – Мы пришли в космонавтику не за звездами и чинами, а ради большого, важного, нужного людям дела. И Юра стал космонавтом не ради одного витка вокруг Земли, принесшего ему заслуженную славу, но всё-таки всего лишь одного витка. И в свой последний, трагически оборвавшийся полёт на тренировочной машине Юра уходил с мыслью о будущих космических полётах…»

Фоторепортаж