Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края

12:22, 12 июня 2021г, Культура 1290


Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Фото №1
Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Фото №2
Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Фото №3
Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Фото №4
Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Фото №5
Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Миниатюра №6
Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Миниатюра №6
Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Миниатюра №6
Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Миниатюра №6
Как Монголия вдохновляет творческих жителей Алтайского края Миниатюра №6

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Выставочном зале барнаульского музея «Город» работает международная экспозиция, посвященная столетию установления дипломатических отношений между Россией и Монголией. В ней представлено порядка 250 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, вдохновленных природой и культурой Монголии, участвуют больше сотни художников, в том числе современные монгольские авторы.

Снова удивляет

Председатель Алтайского отделения Союза художников России Дмитрий Петренко всерьез опасался не набрать в достаточном количестве работ на монгольскую тему. А в итоге художники принесли на отбор гораздо больше произведений, чем в принципе может вместить выставочная площадка, и порядка 40 вещей, успешно прошедших выставком, в экспозицию не вошли. Оказалось, что со времен корифеев алтайской живописи Фёдора Торхова и Михаила Будкеева эта страна и ее народ не перестают вдохновлять наших авторов, которые по-прежнему совершают творческие поездки к соседям.

– В середине 1980-х Монголия была первой страной, куда я выехала за рубеж, – со смехом вспоминает живописец Лариса Пастушкова, которой 
в экспозиции принадлежат несколько работ. – Мы ездили с Фёдором Торховым, он устроил алтайским художникам такой пленэр совместно с монгольскими. Но я, честно говоря, не ожидала от Монголии таких впечатлений! У нас были потрясающие условия, там очень тепло встретили. Но главное, конечно, необыкновенная культура, храмы, костюмы. Мы там еще и на местный праздник попали…

Художница рассказывает о поразившем ее когда-то пейзаже: «Все зеленое – и вдруг белая юрта, а внутри – невероятно эстетичный быт: красная мебель с национальным орнаментом. И этот дом складывается, его можно перевезти. Кочевники – у них свои традиции».

Вечность и возможности краски

Художница и дизайнер костюма Ольга Попова тоже выразила свои впечатления в целой серии работ – ее запоминающаяся цветная графика расположилась на одной из центральных стен. На вопрос, изучала ли она подробности национального костюма со своей профессиональной точки зрения, Ольга Петровна отвечает: «Конечно, как можно рисовать не изучая?!»

– Это народ, очень отличающийся от своих соседей; чего стоит то, что они до сих пор степные кочевники. У них есть уникальная архитектура: просто домики без крыш, потому что там все время веет ветер. И костюм тоже веками отработан для людей, которые живут в степи в суровом климате, где разлет температур – 80 градусов и больше, где кожа за день сгорит на солнце, если ее не закрыть. Отсюда стеганые женские вещи, сшитые из клочков ткани, с мехом внутри. Но на всю эту систему комфорта наложились культура и религия, и получился своеобразный женский костюм с этими украшениями и необычно уложенными косами, с длинными рукавами у знатных особ, которые просто не имели права ничего делать руками. Все это удивительно, – рассказывает Ольга Попова.

А Анатолий Щетинин, который ездил в Монголию семь раз, говорит, что его, как живописца, особенно поражает цветовая гамма пейзажа, которой больше нигде не найти:

– Художник Федор Семенович Торхов даже пытался брать местные породы, растирал их, даже хотел открыть производство художественных красок, пигментов. Там они оранжевые, красные, настолько яркие! Вот мы удивляемся, что в работах Рериха такой активный цвет, а там действительно все так, и возможностей наших красок иногда просто не хватает, чтобы это передать. А второе, конечно, ощущение духа предков, какой-то вечности и покоя…

О нашей дружбе

«Мне кажется, выставка говорит об очень важном – о нашей дружбе», – сказал на открытии искусствовед, действительный член Российской академии художеств Михаил Шишин. Нынешняя экспозиция лишь часть большого международного проекта, проходящего под эгидой краевого Минкульта, регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока РАХ и Академии изобразительного искусства Монголии в Улан-Баторе. Вслед за Барнаулом подобные экспозиции должны открыться в Иркутске, Улан-Удэ и других городах России. Шишин напомнил на открытии, что ведущие советские творческие вузы в свое время многое сделали для становления современного изобразительного искусства Монголии, и там это до сих пор ценят.

– Что касается дипломатических отношений, то в 1942 году, когда шла Сталинградская битва и наша страна находилась в тяжелейших условиях, из Монголии в Бийск пришел гигантский караван из 1300 верблюдов с ценнейшими вещами для фронта и привели его буквально мальчишки, которым было по 17–18 лет, – рассказал искусствовед. – Монгольские лошади дошли до Берлина, а монгольские полушубки наши фронтовики передавали друг другу… Я уверен, что эта экспозиция не финал, а только начало. Монголия дает много интересных тем, и мы этой выставкой подтолкнем многих художников к сотрудничеству. Тем более опыт этих отношений огромен.

Фоторепортаж