Каких специалистов должны готовить учебные заведения в Алтайском крае

16:01, 29 ноября 2018г, Образование 1271


1
1

Каких специалистов должны готовить учебные заведения, чтобы они были востребованы в экономике Алтайского края? С этой проблемой пытались разобраться участники конференции «Бизнес-образование: эффективное взаимодействие государства, вузов и предпринимательских структур».

Мероприятие проходило на прошлой неделе в канун юбилея Губернаторской программы подготовки профессиональных кадров для малого и среднего предпринимательства края. И в зале сидели выпускники этой программы, а на сцене преподаватели вузов, руководители консалтинговых компаний, общественных структур, чиновники. Они должны были прежде всего ответить на вопрос: «Какими компетенциями должны обладать выпускники, чтобы быть востребованными для бизнеса?» Дискуссия получилась более широкой. Спикеры в итоге обсудили проблемы нашего профессионального образования.

Как собака в аджилити

По мнению завкафедрой экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС Натальи Торгашовой, сегодня компетенции отличаются от тех, что были востребованы еще 10 лет назад. Раньше акцент делался на профессионализм, возможность обладать знаниями и умениями по выбранной специальности. Теперь рутинная работа успешно выполняется умными машинами и роль технически образованного инженера снижается. Но машина не может заменить человека в принятии управленческих решений, в способности конструктивно взаимодействовать с людьми. В настоящее время ценится умение создавать команду, управлять коллективом, стрессоустойчивость, способность к саморазвитию. Поэтому вузы должны в свои учебные программы включать обучение таким знаниям и развивать соответствующие навыки.

Между тем университеты совершенно не слышат бизнес, каких знаний ему не хватает. «На этот вопрос нам не может ответить никто, – заметила завкафедрой менеджмента в бизнесе АлтГТУ Елена Болховитина. – Иногда слышим обидные комментарии: «Чему вы нас научите? Мы лучше в Москву поедем». Я вас уверяю, у нас бизнес-тренеры не хуже».

«Я часто вижу, что команда менеджеров занимается делом ради самого процесса, не видя точно, к какому результату они должны прийти. Им не хватает навыков постановки задачи и выявления проблем. Если бы наших выпускников обучать этому на конкретных примерах, то, выходя во взрослую жизнь, они бы легче добивались успехов», – считает директор Алтайского центра финансового консалтинга Татьяна Листратова.

«Сейчас управленец должен работать как собака в аджилити: быть быстрым, проворным и способным к принятию нестандартных решений», – говорит Елена Болховитина. Но когда управленец это умеет, а технические специалисты нет, то получается, что эта замечательная «собака» бежит впереди и тянет за собой огромный груз с неадаптивными специалистами. Вывод: первые лица предприятий должны понять, что не только им надо учиться, по-
вышать свою компетентность, но и позволять это подчиненным, инженерным сотрудникам.

Непрерывность

Есть те, кто приходит в вуз из бизнеса за получением дополнительных специальных знаний. Они понимают, что сейчас принято учиться всю жизнь, периодически повышая   компетентность.

Директор Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства (МСП) Антон Слободчиков замечает: даже опытные предприниматели порой не могут понять, что в изменившихся внешних условиях надо менять работу компании. Мировой опыт показывает, что если раньше люди задумывались о смене бизнес-модели раз в 5 – 10 лет, то теперь каждые 1 – 2 года. Поэтому тема непрерывности бизнес-образования очень актуальна.

На площадке Фонда поддержки МСП сосредоточены все формы помощи бизнесу: финансовая, консультационная и образовательная. Антон Слободчиков признал, что система поддержки еще не устоялась, и заверил, что фонд готов адаптироваться к изменяющимся потребностям предпринимателей. Тем более в следующем году добавляется финансирование образовательных программ. «Вместе с вузами мы готовы наполнять повестку актуальным содержанием»,–  пообещал директор фонда и посоветовал предпринимателям свои предложения направлять на портал «Мой бизнес22».

Нужны НОЦы!

В поисках оптимальных форм подготовки участники конференции вспомнили, что в крае планировалось создание научно-образовательного центра (НОЦ), в котором бы соединили свои ресурсы вузы, предприятия и научные учреждения. Это подвигнет студентов к овладению бизнес-компетенциями.

Начальник отдела регионального Министерства образования и науки Ольга Мироненко рассказала, что создание научно-образовательных центров предполагается в рамках национального проекта «Наука». В крае планируется создать НОЦ, направленный на развитие агропрома, создание конкурентоспособных технологий и продуктов функционального питания. В проекте задействованы АлтГТУ, АлтГУ, АГАУ, а также Федеральный научный центр агробиотехнологий. Ключевым звеном должны стать индустриальные партнеры, которые и определят, каких специалистов им надо подготовить в НОЦ,

Начальник отдела Минэкономразвития края Александр Косарев привел в пример опыт Германии, где профессиональное образование начинается еще со школьной скамьи. На промышленных предприятиях для учеников созданы специальные лаборатории, где они знакомятся с технологическим процессом, предлагают свои идеи по улучшению продукции. 

А исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края Сергей Куркин заметил, что мы только планируем, а томские коллеги в университетах уже оснастили высокотехнологичным оборудованием лаборатории, в которых студенты создают инновационные коммерчески успешные продукты и выводят их на рынок.

Отстаем, однако.

Новости партнеров
Фоторепортаж