Какую музыку обсуждало общество 80-х годов: хроники «Алтайской правды»

20:00, 22 апреля 2022г, Хроники «АП» 1522


Какую музыку обсуждало общество 80-х годов: хроники «Алтайской правды» Фото №1

Подпольная музыка, борьба отечественных и зарубежных музыкантов за слушателей, а также история новой алтайской субкультуры — рока, все эти общественные «бурления» 80-х годов не обошли стороной и страницы «Алтайской правды». 

Виниловые «подпольщики»

В 1982 году мы с товарищами сбросились по 8 рублей, чтобы подарить товарищу-меломану на день рождения альбом Пинк Флойд – настоящий английский виниловый диск. Купленный за 40 рублей на черном рынке. В магазинах «Мелодия» в те времена были только мелодии и ритмы советской эстрады. Немного исполнителей из братских соцстран. И совсем горстка разрешенных музыкантов из капиталистических стран — Джо Дассен, Мирей Матье, Бони М и АББА. 

Виниловые пластинки стоили 2.50 – 3.50.  Дальше начинался черный рынок. Болгарские диски шли за 10–15 рублей.  А мечта меломанов – английские и американские - шли уже по 40–50–80 рублей. Особенно ценились двойные альбомы. Это цены в Москве. В регионах стоимость  доходила до 200 рублей. Две зарплаты инженера или начинающего журналиста.

В Барнаул оборотистые ребята привозили из Москвы,  Ленинграда и Владивостока и торговали. Либо использовали на дискотеках. Можно было и «загреметь» за спекуляцию, но навар оправдывал риск. Официальные органы увлечение западной музыкой, мягко говоря, не поощряли.

Музыка партии

«Алтайская правда» писала о музыке и музыкальных пристрастиях немного, но тоже придерживалась официальной линии.

«Наши композиторы пишут разную музыку — лирическую и душевную, героическую и драматическую. Но по духу это всегда музыка партии. Мелодия, в основе которой лежат идеологические и нравственные ориентиры советского народа», — написал в заметке, опубликованной в «АП» в августе 1982 года, лектор Института марксизма-ленинизма.

«Дискотека: шаг вперед или назад?»

Под таким заголовком вышли в газете полемические заметки Татьяны Зыковой. Они стали концептуальным прорывом: газета открыла для себя и своих читателей совершенно новую тему и молодежную субкультуру. Полполосы партийная газета отдала деятельности популярного в Барнауле диско-клуба «Граммофон» и студентам Игорю Гладких, Вячеславу Горбунову, Сергею Штырову, Валерию Логинову и Владимиру Лундбергу.

«О диск-жокее Штырове думаешь особенно: эрудирован, легок на слово, владеет аудиторией, интеллигентен», — не скупится на комплименты журналист.

Правда, тут же переходит к «разбору полетов» и сетует, что все чаще ведущие диско-клубов отказываются от тематических информационно насыщенных программ и занимаются банальными танцами.

«Во время дискодансингов исчезает самое ценное — психологическая тональность и настрой, с которой молодежь шла в диск-клубы. А дискотека — это не танцплощадка. Это место, где есть возможность расти душе, воспитывать вкусы и культуру общения», — резюмирует Татьяна Зыкова.

Партия через худсоветы и комсомол пыталась рулить музыкой, а музыканты как могли, пытались сопротивляться и играть свое.

«Нам песня строй пережить помогает»,  — шутили в  те годы.

Кремлевские похороны

Возможно, редакция в 1982 году спустя какие-то время вернулась бы к поднятой теме дискотек и посмотрела, сделали ли правильные выводы Штыров и К, но тут заиграла совсем другая музыка: умер  Брежнев.

«Леонид Ильич подавал пример беззаветного служения Родине, партии, нашему общему делу укрепления страны и служения идеалам коммунизма», — привела редакция слова доярки Натальи Парамоновой.

«Рада новой встрече»

Но время залечивает раны, утрата Брежнева оказалась не такой уж невосполнимой. Жизнь вернулась на круги своя. А газета — к обычным темам. Среди них встречались и интервью с гастролирующими исполнителями.

На фоне сегодняшних жестких и раскрепощенных историй про звезд интервью с Эдитой Пьехой, словно из «прекрасного далека»:  светлое, доброе, вегетарианское и какое-то старомодно-милое.

Она признавалась в любви к зрителям, рассказала о своем творчестве и планах.

В газете «Молодежь  Алтая» была своя рубрика для гастролеров — «К нам приехали». В редакции между собой ее называли «От нас еще не уехали»… Пока мамы ходили на концерты Эдиты Пьехи и Валентины Толкуновой, их дети «отрывались» на концерте Владимира Кузьмина и группы «Динамик» во Дворце спорта.

«Ключи» от нового времени

Но звезды приезжали и уезжали, а подрастали и требовали внимания свои, доморощенные певцы и  коллективы.

Первые настоящие рок-группы в Барнауле появились в 70-е годы — «Ключи» и «Гоминиды» . Затем появляется большое число ВИА , но среди городской молодежи популярностью пользуются группы , исполняющие классику рока ( на английском языке и в переводах ). Самая любимая — группа «Наследники» Юрия Егорова, игравшая все — от «Битлз» до «Дип Перпл» , а также и свои вещи . Следом идут группы «Отражение» (лидер Сергей Орехов) , тяготевшая к большим музыкально-поэтическим формам — мюзиклу и рок-опере.  Новый виток начался в 1986 , когда Сергей Орехов и Сергей Лазорин создали рок-клуб ( ДК «Химволокно» — прим. К.З. ) . В него вошли группы «Девять».

В 1987 году рок-клуб начнет проводить в Барнауле фестиваль «Рок-периферия». На дворе уже была перестройка и гласность. «Поводок» был удлинен, но не снят. В «молодежке» была опубликована фотокопия письма двух бийских школьников, которые восхищались западными рок-группами, а отечественных исполнителей — Кобзона, Ротару и Лещенко называли «старыми обезьянами». Письмо вызвало шквал негативных откликов — письма в защиту отечественной музыки в редакцию шли мешками! Райком комсомола собирался пацанов исключать из комсомола, но все обошлось — ограничились проработкой на собрании.

Забегая сильно вперед — четверть века спустя я случайно встретил одного из авторов письма — бывший поклонник Led zeppelin и Motley crue в свои сорок оказался большим любителем Михаила Круга и Кати Огонек…

Фоторепортаж