Клиентоориентированная служба: Налоговым органам Алтайского края исполняется 25 лет

15:00, 30 июня 2015г, Экономика 2190


В преддверии 25-летия образования налоговых органов Алтайского края мы встретились с руководителем регионального управления Федеральной налоговой службы Валерием Тарадой и обсудили, что сегодня волнует коллектив УФНС, как его сотрудники находят взаимопонимание с налогоплательщиками,  чего достигли и к чему стремятся.

Три проблемных налога

– Валерий Викторович, подходит к концу первое полугодие. Ваши прогнозы по выполнению запланированного объема налоговых поступлений?

– За пять месяцев нам удалось привлечь 25 млрд руб. налогов, что больше, чем за соответствующий период 2014 года на 9,8%. Причем рост наблюдается по всем уровням бюджетной системы. Годовой объем доходов краевого и местных бюджетов исполнен на 38,7%, что выше прошлогоднего показателя на 2,4 процентных пункта. В местные бюджеты собрано на уровне прошлого года – 36,7%.

Однако у нас сегодня вызывают опасения перспективы сбора трех налогов. В первую очередь НДФЛ, который составляет львиную долю в доходах регионального и местных бюджетов. К сожалению, сократились на 10% зарплаты федеральных бюджетников, меньше стали получать и муниципальные служащие, и работники коммерческого сектора.

Во-вторых, сокращаются поступления акцизов на алкоголь. Видимо, граждане стали меньше покупать в магазинах спиртного.

Но особенно тревожит налог на прибыль организаций. Предприятия вносят его авансом, а потом уточняют сумму платежа по результатам своей деятельности. Обычно остается сумма к доплате, а в этом году налогоплательщики уже заявили к возврату из бюджета более 2 млрд руб.

Все эти факторы негативно повлияли на отчисления налога на доходы физических лиц. Но мы рассчитываем, что до конца года зарплаты могут вырасти. Не исключена и стабилизация по налогу на прибыль, поскольку у нас аграрный регион, а алтайское продовольствие в условиях контрсанкций становится все более востребовано в стране.

Мы, конечно, будем прилагать все усилия по выполнению плана, но уже понятно, что выполнить его вряд ли удастся. Барнаульская городская дума уже уменьшила доходную часть бюджета, сейчас готовим расчеты по корректировке плана для краевого Законодательного Собрания.

– Надежда на имущественные налоги?

– И на них тоже. На днях краевые депутаты в первом чтении утвердили новые правила сбора налога на имущество предприятий, пока обязав платить торгово-развлекательные центры с кадастровой стоимости объекта, которая выше инвентаризационной.

– Ваш заместитель на недавней пресс-конференции рассказывал, что у граждан появилась возможность задекларировать свое незарегистрированное имущество. Тем самым дается право заплатить налог за него только за текущий год, а не за три года в случае его обнаружения контролерами. Были желающие?

– За этот год около 20 человек. Небольшое пока количество обусловлено тем, что надо подавать уведомление определенной формы. Она довольно сложная и появилась не так давно, к тому же есть время до конца года. Наши сотрудники могут помочь заполнить заявление, гражданам лишь нужно обратиться в инспекцию с документами, подтверждающими право собственности.

Изменилось всё

– Давайте теперь отойдем от текущих проблем. Что принципиально изменилось в работе налоговых органов за последнюю четверть века?

– Почти всё. Служба создавалась в стране вместе с рыночной экономикой, когда в лихие 90-е появился малый бизнес. Нормативно-правовых документов не было, вся отчетность была на бумажных носителях. Учились на ходу.

Главная функция службы – контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, своевременностью уплаты налоговых платежей. Считаю, что мы с этим научились успешно справляться.

Сегодня служба не уступает тем, что есть в развитых странах. За 25 лет, я считаю, ни одна страна в мире не достигла бы большего результата. У нас полностью компьютеризирован технологический процесс. Практически все сотрудники имеют высшее образование. В корне изменилась система проверок и взаимодействия с налогоплательщиками. Раньше раз в три года обязательно проверяли предпринимателя, невзирая на то, нарушает он законодательство или нет. Теперь мы превратились в клиентоориентированную службу и пытаемся выстроить с налогоплательщиками партнерские отношения. Любой налогоплательщик может оценить вероятность проведения в отношении его выездной проверки. Критерии, которыми мы руководствуемся, опубликованы на нашем сайте. Это, например, выплата заработной платы ниже средней по отрасли, систематические убытки и т.п. Мы понимаем, что нервировать налогоплательщика выездными проверками, облагать ненужными штрафами, вымывая оборотные средства, значит погубить его. Завтра предприятие закроется и перестанет налоги платить вовсе.

Камеральные проверки налоговых деклараций у нас проходят в автоматическом режиме. Дистанционно изучаем движения по счетам бухгалтерской отчетности бизнесмена, привлекая в том числе финмониторинг. Мы приглашаем предпринимателя, который, по нашему мнению, задолжал в бюджет, и показываем ему свои расчеты. Если он с ними согласен, то платит, если нет – ищем консенсус или общаемся в суде.

Крупным компаниям с недавних пор ФНС предлагает освободиться от налоговых проверок в обмен на предоставление первичной бухгалтерской отчетности. Пока эта возможность доступна лишь двум алтайским предприятиям, поскольку есть требования к оборотам, сумме уплаченных налогов, но, возможно, в дальнейшем критерии будут смягчены и воспользоваться ею сможет большее количество налогоплательщиков.

– А какой вы видите налоговую службу в перспективе?

– Общая тенденция развития госуслуг, в том числе и налоговых, – переход на электронный формат.

Мы к этому движемся. Личные контакты налоговых инспекторов с клиентами будут минимизированы, а в будущем исключены. Общение – посредством информационных технологий. В ближайшее время откроется единый центр по регистрации всех предприятий Барнаула, а со следующего года – и края, с 1 июля начнет работу единый колл-центр ФНС. Думаю, что новые технологии помогут не только минимизировать наши затраты, но сделать общение с нами налогоплательщиков максимально комфортным.

Уже сейчас на сайте налоговой службы для всех категорий налогоплательщиков действуют «Личные кабинеты». Таким электронным ресурсом пользуются 160 тысяч физических лиц. В качестве эксперимента открываем «кабинеты» для индивидуальных предпринимателей.

Есть чем гордиться

– Что движет людьми, которые идут к вам работать?

– Во-первых, вера в светлое будущее, потому что она никогда человека не покидает. Во-вторых, привлекает престиж государственной службы, которая дает определенную стабильность и льготы.

Сегодня в налоговых органах края работают 2200 человек. Костяк системы – люди в возрасте 30-50 лет. Желающих попасть на государственную службу достаточно много, в том числе и молодых специалистов. Однако молодежь смущают низкие зарплаты, предлагаемые им на старте карьеры. Об этой проблеме известно в ФНС, и мы ее пытаемся решать, в том числе через систему непрерывного профессионального образования, которая обеспечивает карьерный рост сотрудников.

Дмитрий ЛЯМЗИН (фото).

Новости