Летние выставки открылись в Барнауле

15:57, 14 июля 2016г, Культура 1309


Летние выставки открылись в Барнауле Фото №1

Летние выставки, которые недавно открылись в Барнауле, по сложившейся традиции зовут нас в дальние края.

Живительная вода

В арт-галерее Щетининых это будет путешествие по Алтаю: новая экспозиция представляет реалистический пейзаж из коллекции хозяев галереи – художников Щетининых. 25 авторов, 86 живописных работ, созданных в период с начала 50-х до середины 2000 годов – такова выставка «Живая вода Алтая» в цифрах.

Что касается имен, то здесь, как и было обещано, действительно можно увидеть произведения настоящих классиков нашего искусства: Николая Иванова, Виктора Зотеева, Геннадия Борунова, Михаила Жеребцова, Федора Торхова, Альфреда Фризена и многих других. Большая ретроспективная экспозиция (ряд художников представлен работами разных десятилетий) несколько отрезвляюще напоминает нам о том, что представлял собой алтайский пейзаж в те времена, когда художники ездили на пленэр с этюдником, а не с цифровым фотоаппаратом.

В отличие от бесстрастного фотообъектива глаз художника из окружающей красоты выбирает лишь самое существенное, наделяя пейзаж не только настроением, но и осмысленностью. А у зрителя есть возможность угадать, что же очаровало автора в окружавших его горах, камнях и изгибах рек (кстати, всевозможные водоемы, «живительные и живописные оазисы», как говорят в галерее, и стали главной темой выставки). Так, можно предположить, что в пейзаже «Камни» 1982 года Николай Иванов старался ухватить изумительное соседство ярко-рыжей осенней листвы и холодных светло-серых камней над осенней Катунью, как раз в то время года, когда она действительно становится прозрачно-бирюзовой. В другом этюде – «Тишина над Катунью» (это тоже начало 80-х) любовался игрой закатных лучей, каждую минуту меняющих свой оттенок.

Поразительная мощь живописи Геннадия Борунова была видна не только в его знаменитых большеформатных тематических картинах, но и в пейзаже, и присутствующая в экспозиции небольшая сумрачно-торжественная работа «На Касмале» (1996) тому очередное свидетельство. Пейзажи Федора Торхова, которыми обладает семья Щетининых, не так давно можно было видеть на выставке, посвященной памяти художника: «Алтай. Горное озеро», «Река Кок-Суу», но встреча с ними всегда радость для поклонников самого популярного алтайского жанра. Полотнами огромных размеров представлены в экспозиции народный художник Михаил Будкеев («Катунь», 1989) и Валерий Марченко («Ожерелье Ильгуменя»). Альфреду Фризену, напротив, принадлежат совсем небольшие вещи «Вечер в деревне» (1989) и «Этюд. Затон» (1987). Особое место в собрании Щетининых занимают пейзажи Виктора Зотеева и Владимира Федосова, причем многие из них, как отмечают в галерее, ранее не экспонировались, так что экспозиция в целом представляет собой интересный материал для исследователей и любителей искусства.

Открытки из Греции

Очередная экспозиция члена Союза художников России Евгении Октябрь в галерее «Турина гора» называется «Греческие каникулы». И если вам уже знакома узнаваемая живописная манера представительницы большой династии художников Октябрей, то вы примерно представляете себе, что вас ожидает: чистая радость и упоение цветом, сконцентрированные в экспрессивной живописи. Всего в экспозицию вошло более 40 работ.

На состоявшемся в понедельник вернисаже куратор галереи Екатерина Москвитина напомнила собравшимся, что художницу с «Туриной горой» связывает очень давняя дружба: в 2001 году Евгения сделала там свою первую персональную выставку в художественном пространстве, кроме того, во время учебы на факультете искусств АлтГУ работала в галерее искусствоведом. А сосчитать ее персональные выставки (и коллективные тематические экспозиции, в которых она участвовала) и вовсе не представляется возможным.

Поздравляя дочь, живописец и основатель художественной династии Валерий Октябрь сказал на открытии, что «передать солнце так, как это делает Женя, в Барнауле никто не может», а еще порадовался, что она делится эмоциями со зрителем. И заметил, что работы свои Евгения пишет для друзей, «чтобы каждый в доме имел частичку тепла и жизненной энергии, накопившихся в ее душе». Это, пожалуй, исчерпывающе объясняет происходящее сейчас в маленьком выставочном зале «Туриной горы». Греция Евгении Октябрь – это брызги цвета и света, бесстыже-синее небо и море. И созерцая результаты чужой творческой поездки, на какие-то секунды действительно можно перенестись из душного города на берег морской. Причем бурный восторг художницы вопреки ожиданиям вызывают не только яхты у причала или очень обобщенно набросанные античные колонны, подпирающие небо, но и какая-нибудь безвестная деревянная дверь, крашенная ярко-синей краской, на пороге которой (где-то очень далеко отсюда) дремлет белый котик.

Музыка внутри

Загадочные музыкальные и поэтические образы и «непредсказуемое женское обаяние» обещает своему зрителю Художественный музей: там открылась персональная выставка художницы Дарьи Дёмкиной «Музыка внутри». В экспозиции, расположенной в большом зале на втором этаже, в коридорах и фойе музея – 24 живописные работы, а также – неожиданно – рекламный баннер известного производителя сыров (как объяснила на открытии сама художница, спонсора выставки).

Дарья Дёмкина работает в жанре сюжетно-тематической композиции. Научный сотрудник ГХМАК и куратор выставки Евгений Пешков считает, что оригинальная живописная манера и символическое направление, в котором работает Дарья Дёмкина, роднит художницу с двумя известными алтайскими авторами – Александром Андрусенко, чья экспозиция прошла в музее зимой, и Юрием Юрасовым, тоже желанным гостем выставочных площадок Сибири. Впрочем, с формальной точки зрения эти работы оказываются неожиданно близки и к творчеству всех юных художниц этого мира, вдохновенно рисующих принцесс с тонкими руками (непременно в перчатках!), пышными волосами и задумчивыми лицами.

Резкий контраст с этими образами, погруженными в таинственное оцепенение, здесь составляет разве что очень живая и неожиданно ироничная, на грани карикатуры, картина середины 2000-х «Сезон помидоров». Музыкальную тему на вернисаже поддержал известный тувинский мастер горлового пения Альберт Кувезин, исполнивший несколько произведений под гитару и выразивший готовность создать музыкальное оформление к работам художницы.

Фоторепортаж