На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством

19:43, 26 марта 2022г, Культура 1386


На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством Фото №1
На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством Фото №2
На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством Миниатюра №3
На выставке в Барнауле соединили старинную роспись с современным творчеством Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

На выставке «Тренд на традицию» в Алтайском краеведческом музее соединили старинную роспись из крестьянских домов с творчеством современных мастеров и дизайнеров.

Экспозиция стала итогом совместного проекта музея с брендом «Алтай. Традиция», который приурочили к Году народного искусства и нематериального культурного наследия.

Подлинную традицию здесь представляют 18 старинных прялок, две расписные двери, настоящие крестьянские полати, кадушка (основная часть коллекции урало-сибирской росписи краеведческого музея), а также старообрядческий костюм, пояса и «стеновые» полотенца, все – XIX или начала ХХ веков. А вот современную интерпретацию старинных мотивов предложили мастерицы Елена Леонтьева и Валентина Волегова и молодые дизайнеры.

Дверь как вдохновение

Шесть лет назад мастерица урало-сибирской росписи по дереву Елена Леонтьева объединила усилия с Анной Поломошновой, руководительницей проекта «Алтай. Традиция», и стала главным художником бренда. Чтобы перенести ее идеи на упаковку, ткань или гипсовую плитку, бренд привлекает к работе молодых дизайнеров.

– Внимание краеведческого музея для нас – знак того, что мы действительно делаем продукт, связанный с историей края, – говорит Анна Поломошнова. – Это прежде всего интерьерные вещи, потому что мы хотим вернуть домовую роспись в дом. Мы не делаем каких-то безделиц, ведь в крестьянском доме сувениров не было, а были вещи с функцией. Но в них «зашиты» символы и ценности крестьянского сознания: мир, труд, семья, род. Вот это мы и хотим вернуть в современной эстетике и новых тиражируемых материалах. И потому привлекаем дизайнеров. А Елена Юрьевна Леонтьева, как главный художник бренда, отвечает у нас за связь с традицией. Чтобы это не было чем-то оторванным от истории.

Источником вдохновения для бренда Анна называет старинную расписную дверь из частной коллекции.

– Дверь была двойная, ее выдрали из покосившегося дома в полностью заброшенной деревне, – рассказывает народный мастер Алтайского края Елена Леонтьева. – Подреставрировали грубо, полотно восстановили. И когда люди к ней подходят, удивляются: а как в нее войти? Посмотрите здесь на любую старинную дверь, мы в нее не пройдем! Думаете, надо было кланяться? Это миф! Просто наши предки такого роста были…

«Поливать» свои корни

Есть и еще один миф, будто в старину все крестьянские дома были украшены. Но научный сотрудник краеведческого музея Евгения Твердикова рассказывает:

– На роспись специально приглашали красильщиков, они работали здесь в летний период и брали довольно большую плату. Поэтому позволить себе урало-сибирскую домовую роспись могли только состоятельные люди, которыми, так уж сложилось на Алтае, были в основном старообрядцы.

«Сегодня потенциал урало-сибирской росписи огромен, по своей природе она северная, минималистичная. А люди сейчас стремятся к минимализму в интерьере», – 
замечает Анна Поломошнова. Эстетика минимализма проявляется и в авторских «топорных» игрушках Елены Леонтьевой, или, как их назвали, «топорушках» (деревянных женских фигурках, домиках, лошадках), и в плетеных из рогоза вещицах еще одной мастерицы Валентины Волеговой.

– Когда я зашла в этот зал, вспомнила, как наша землячка народная артистка Нина Николаевна Усатова рассказывала: «Мама часто говорила мне: «Нина, поливай свои корни!» Подразумевая, что они будут питать, давать силу, – сказала на открытии выставки министр культуры края Елена Безрукова. – И мне кажется, что эта выставка соответствует напутствию. И в одной ее части мы видим предметы, которые привезены из экспедиций и находятся в музейных фондах на вечном хранении. А в другой – изделия современных людей, использующих ту символику, которая переходила от поколения к поколению и живет сейчас.

Цветы и птички как символы счастья, красоты и благополучия проходят через все расписные предметы в музейном зале. В настоящее время фонд Алтайского краеведческого музея хранит более 30 образцов прялочной росписи. Первую такую прялку нашли в этнографической экспедиции в 1959 году. С тех пор сотрудники музея привозили образцы урало-сибирской росписи из сел Тогульского, Залесовского, Третьяковского, Алтайского, Чарышского, Солонешенского, Заринского и Ельцовского районов.

Кстати, выставка продлится до 22 мая, и в это время в музее будут проходить лекции, встречи и занятия ремеслами. Первый мастер-класс по плетению сервировочной салфетки из рогоза от Валентины Волеговой должен пройти уже 26 марта. Необходима предварительная запись!

Новости партнеров
Фоторепортаж