В алтайском театре драмы поставят спектакль о матери Василия Шукшина

17:19, 25 января 2024г, Культура 1614


Фото: Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина
Фото: Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина

Уже весной в краевом театре драмы приступят к работе над спектаклем о матери Василия Шукшина.

Им театр откроет следующий сезон и отметит 95-летие писателя и кинорежиссера. Таковы самые первые итоги драматургической лаборатории «Шукшин. Миф и реальность», которая началась осенью 2022 года. Идея принадлежала сотруднице театра Елизавете Гундариной, которая заметила: на современной российской сцене Шукшин – это примерно полтора десятка его рассказов в разной последовательности и интерпретации. Но что если впервые в истории сделать героем спектакля его самого?

В поле интерпретаций

Напомним, что куратор лаборатории, известный российский театровед и критик Павел Руднев, выбрал пятерых драматургов из Москвы, Минска и Екатеринбурга, которые приехали на Алтай и погрузились в прошлое Шукшина и его семьи, изучили архивы и музейные материалы, встречались с ведущими специалистами. Итогом стали пять пьес, прочитанных на публику в мае 2023 года. Тогда в зрительском голосовании победили три максимально непохожих текста: строго документальное сочинение минчанина Дмитрия Богославского о трагической судьбе матери Шукшина «Дитёнок мой милый, андел Васенька», пьеса на основе городской легенды «Барнаульская ночь» москвича Олега Маслова и фанфик Светланы Баженовой из Екатеринбурга «Ныряй!», неожиданно для всех занявший первое место.

И вот теперь эти материалы были представлены публике в виде эскизов: если обычно спектакль делается месяц, а то и три, то эти наброски были поставлены буквально за четыре дня.

Самого бурного обсуждения удостоился эскиз «Барнаульская ночь» режиссера Елены Маховой. Как объяснял драматург Олег Маслов, он специально взял за основу сюжета городскую легенду о том, как Шукшин однажды оказался в Барнауле проездом без денег и не был узнан в местном Союзе писателей. «Легенда ничем не подтверждается, она просто существует, что избавляет тебя от ответственности. Но в этих рамках мы пытались найти свой голос Шукшина», – 
объяснял он.

Первых зрителей в зале это не остановило: на обсуждении развернулась бурная дискуссия, настоящий ли получился Шукшин у актера Геннадия Тихонова, документ это или пародия и почему случайные барнаульцы занимают в этой истории столько места.

– Есть Шукшин или нет – это главный вопрос, который мы слышим каждый раз, что бы мы ни делали, – призналась на обсуждении министр культуры края Елена Безрукова. – И дальше мы переходим в поле мнений и интерпретаций. Понятно, что Шукшин будет разным для разных поколений, для людей, которые погружены в биографию или нет.

А критик Павел Руднев считает, что проблема эскиза в определении жанра: пьеса, по сути, анекдот, но сценическому действу не хватило легкости и оттепельной веселости. Чего у текста не отнять, так это обаятельного образа Барнаула и его жителей.

Фото: Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина фото
Фото: Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина

Магический реализм

Гораздо больше повезло пьесе Светланы Баженовой, которая тоже искала своего Шукшина, отойдя максимально далеко от канонов – и неожиданно попала в точку. Эскиз режиссера Александра Огарёва «Ныряй!» начинается с того, что Бога нет, а всеми делами в мире управляют ангелы-неудачники в Небесной канцелярии. Чтобы спасти великих людей в критические моменты их жизни, они вселяются в них на 21-й день и приводят дела в порядок. На очередной небесной планерке решают спасать Шукшина. Тот совсем молодой, несдержанный, без жилья в Москве. Благодаря дружбе с Беллой Ахмадулиной (Кристина Василенко), он вхож в богемные круги, но не чувствует себя там своим и вечно дерется. Спасать его предстоит сотруднику Небесной канцелярии, который еще за провал с Есениным обязан носить ростовой костюм кота (Александр Рогозин). Надо ли говорить, что и с новым подопечным все пойдет не по плану?

– Даже шукшиноведы путаются в показаниях, каким был Шукшин, и правды не найти. Но мне кажется важным то, какое это впечатление на тебя производит, и хотелось им поделиться, – объясняла идею Баженова.

Такой ход примирил и специалистов, и обычных зрителей. Даже строгий директор Всероссийского мемориального музея Шукшина в Сростках Марина Торопчина призналась, что при чтении не оценила пьесу по достоинству, а эскиз стал для нее открытием. Подвело черту прозвучавшее от зрительницы определение «магический реализм».

Эскиз-победитель Георгия Цнобиладзе по пьесе Богославского (будем честны, между первым и вторым местом – доли процента) усаживает зрителя на эмоциональные качели большой амплитуды. Шукшина в нем почти нет, зато есть судьба важнейшего человека – матери Марии Куксиной, которую сыграла Елена Адушева. Ее жизнь – череда потерь: первого мужа, Макара Шукшина, расстреляли как врага народа, вторую большую любовь отняла война. Вокруг обычной деревенской женщины с двумя детьми лязгают шестеренки большой истории, а она просто пытается выжить и выучить сына.

– Я бы в соавторы пьесы записала Марию Сергеевну Куксину: здесь ее воспоминания слово в слово, ее письма, ее речь, ее сны. Это действительно Мария Сергеевна, – подтвердила Марина Торопчина.

А Павел Руднев замечает, что большая сцена придала этому тексту эпический масштаб:

– Мы не можем вообразить историю страны, тысячи расстрелянных, миллионы убитых на войне. Но это можно сделать через судьбу одной семьи, и возникает как бы увеличительное стекло.

Сейчас в театре обещают, что готовый спектакль по пьесе Дмитрия Богославского осенью войдет в программу Второго театрального фестиваля «Здравствуйте, люди!»

Фоторепортаж