Недетские проблемы. Как не упустить своего ребенка и помочь ему в трудный момент

08:09, 29 мая 2019г, Общество 2285


1
1

1 июня отмечается Международный день защиты детей. Организация Объединенных Наций объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности. Психологи считают, что у современных детей не такая уж беспечная и радужная жизнь. Проблемы в семье, травля, взрослые друзья в соцсетях … Что же угрожает нашим детям и как им помочь?

Бить или не бить?

Уполномоченный при губернаторе Алтайского края по правам ребенка Ольга Казанцева отмечает, что по многим вопросам воспитания детей наша страна до сих пор поделена на два лагеря. Например, можно ли бить детей или нет?

«Ответ достаточно простой: не бить! Законодательство об этом говорит прямо. Это только кажется, что по-другому ребенок не понимает. Если вы идете на крайние меры, то только расписываетесь в своей полной педагогической беспомощности», - поясняет она.

Общество относительно недавно изменило отношение к вопросам защиты прав несовершеннолетних. «Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН только в 1989 году. В историческом аспекте - это совсем недавно», - подчеркивает Ольга Казанцева.

Почему они молчат

На слуху - недавний случай в рубцовской гимназии, где школьник на протяжении всего учебного года подвергался унижению и рукоприкладству. Мальчик долго терпел, но однажды записал все происходящее на видео и рассказал родителям.

Министр образования края Максим Костенко взял на контроль ситуацию. Была создана специальная комиссия. Если выяснится, что администрация гимназии и педагоги не принимали должных мер, чтобы погасить конфликт, они будут наказаны по административной линии. Ребенку и семье будет оказана необходимая психологическая помощь.

Или еще один нашумевший случай, который произошел в конце прошлого года. Тогда после рассказа мамы восьмиклассника о жестокой травле ее сына в центре скандала оказался барнаульский лицей № 101.

Компания учеников практически ежедневно темными вечерами после уроков караулила школьника за воротами школы. Нападали со спины, унижали, поливали нецензурной бранью, оплевывали. Сам юноша просил мать не вмешиваться в ситуацию.

Следственный комитет после проверки возбудил уголовное дело по факту халатности должностных лиц. Выяснилось, что такие случаи были не единичными.

Многие дети стесняются говорить родителям о своих непростых отношениях со сверстниками. Боятся, что родители вмешаются и будет хуже. Нередки случаи, когда и сами взрослые предпочитают замалчивать случаи жестокого обращения. Считают, что это норма. Но так ли это на самом деле?

«Это не норма! Нельзя думать, что ситуация сама решится! Вопросы социализации детей  – это, прежде всего, передача норм и правил поведения, за это ответственны исключительно взрослые», - подчеркивает Ольга Казанцева.

Всем администрациям образовательных учреждений следует учиться видеть случаи травли детей и признавать эти случаи. Без системных мер один психолог или один социальный педагог ситуацию с травлей ребенка в образовательном учреждении преломить не сможет.

Кроме того, нанесут вред и попытки решить конфликт с позиции силы. – Поменялся менталитет общества. Поэтому сегодня «разборки» на уровне «родитель – дети», как правило, только усугубляют ситуацию. И ребенок, которого пытались таким образом защитить, страдает еще больше.

Кто виноват?

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») в школе – актуальная история. Но не только сегодня. Проблема была всегда. Каждый из нас наверняка может вспомнить подобные случаи из школьной жизни. Причиной могло быть все что угодно: внешний вид, социальное положение, речь, самооценка и т.д.

Буллинг чаще встречается в подростковой среде. Его цель – вызвать страх у объекта травли, подчинить. Как правило, буллинг – это неадекватная асоциальная попытка со стороны подростка самоутвердиться.

«Буллинг или травля - это социально-психологический термин, который не закреплен в юридической практике. В данном случае следует говорить об унижении чести и достоинства ребенка, психическом и физическом насилии. Так, за 2018 год было 41 обращение по таким случаям в образовательных организациях, а за 2017-й - 71», - говорит Ольга Казанцева.

Подчеркнем, подобные ситуации встречаются не только в школах, но и в организациях дополнительного образования. Это спортивные секции, хореографические отделения и т.д.

«Таких обращений немного, но они есть. За прошлый год было четыре», - поясняет детский омбудсмен.

Суть состоит в том, что тренер или преподавательский состав иногда в воспитательных целях применяют такие способы коммуникации с ребенком, которые связаны с унижением чести и достоинства. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника должно привести к увольнению педагога.

И что делать?

Что важно знать родителям в такой ситуации? Во-первых, это не норма. Нельзя ситуацию замалчивать и пускать на самотек. Во-вторых, нельзя решать самостоятельно с помощью насильственных действий. Например, рекомендовать ребенку дать сдачи или пойти самому поговорить с юным обидчиком вашего ребенка.

«Нужно обязательно обратиться в школу или образовательную организацию, особенно если это произошло на ее территории. Но лучше всего письменно. Заявление пишется в свободной форме. Когда вы обращаетесь письменно, сразу вступает в действие не только федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», но и федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Все руководители образовательных организаций обязаны его соблюдать. На письменные обращения должны быть обязательно письменные ответы», - поясняет Ольга Казанцева.

Также родители могут обратиться в комитеты по образованию. Это касается, например, тех случаев, если директор школы или классный руководитель бездействует. В зависимости от ситуации возможно обращение в правоохранительные органы: это может быть отдел полиции района, или отделение следственного управления Следственного комитета, или районная прокуратура.

Материалы также могут быть направлены в комиссию по делам несовершеннолетних для привлечения родителей к административной ответственности (КоАП РФ статья 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»). Кроме того, в зависимости от ситуации возможно привлечение к гражданской и уголовной ответственности.

Дополнительным институтом защиты прав ребенка уже на протяжении 10 лет в нашей стране является институт уполномоченных по правам ребенка. Детский омбудсмен Ольга Казанцева регулярно проводит работу по обращениям и жалобам на психологическое и физическое насилие.

Что уже делается?

В регионе утвержден комплекс мероприятий, направленных на предупреждение дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения в образовательных организациях, соблюдения иных прав и законных интересов несовершеннолетних.

«Мы говорили об одной стороне медали. Но есть и другая. Сторона образовательной организации. И что там может быть и должно быть предпринято? Руководитель организации при принятии обращения должен создать рабочую группу, которая будет расследовать случаи любых форм проявления насилия», - рассказывает Уполномоченный при губернаторе края по правам ребенка.

В общеобразовательной организации должна действовать жесткая установка: насилие в школе недопустимо. Также ни в коем случае недопустимы варианты давления на потерпевшего ребенка. Нельзя проводить совместную встречу всех сторон. Возможны лишь раздельные встречи, разговоры с родителями и детьми как с одной стороны, так и с другой.

В помощи нуждаются не только жертвы, но и те, кто, сбившись в стаю, получают удовлетворение за счет страданий другого. Задача взрослых не просто погасить конфликт, но и научить все стороны выйти из него так, чтобы повторение этой ситуации было невозможно в будущем. Кстати, как поясняют психологи, у того, кто совершает буллинг, как правило, проблем еще больше: на пустом месте один ребенок не займется травлей другого.

«В регионе ведется большая серьезная работа в этом направлении. Все директора образовательных организаций и районные комитеты по образованию включены в работу в рамках комплекса мер, которые были инициированы и утверждены Министерством образования и науки Алтайского края в конце 2018 года после случая в барнаульском лицее № 101. И в этом общем комплексе мер есть и мои мероприятия. Я активно взаимодействует с нашим педагогическим университетом. Для меня важно, чтобы молодые педагоги, которые только придут в образовательные организации, знали, как поступать в таких ситуациях», - говорит Ольга Казанцева.

Как быть?

Родителем быть трудно. Быть родителем подростка - это вдвойне трудно. Детский омбудсмен признает, что универсальных рецептов нет. Но есть общие правила. Ведь вся логика взросление детей нацелена на то, чтобы они становились самостоятельными и независимыми. Это происходит через сепарацию (от лат. separatio – отделение) с родителями.

Это сложнейший процесс, который приводит к самостоятельности и ответственности, но очень нужный и необходимый этап. Как правило, начинается с 10 – 11 лет. Дети уже подросли, происходит становление их как личности. И они пытаются делать первые шаги в сторону независимости. И здесь важно не упустить доверие ребенка.

«Доверие начинается с момента уважения. У ребенка появляются новые потребности, свои какие-то личные размышления, внутренние установки, с которыми он не готов делиться. Он, наоборот, ищет других людей в социуме – друзей, подруг, ровесников или людей чуть старше – с которыми какие-то вопросы готов обсуждать. И это является естественной логикой развития любого ребенка», - говорит Ольга Казанцева.

Родители здесь могут понемногу, шаг за шагом, давать ему возможность становится самостоятельным. Хуже, когда родители не готовы увидеть взрослеющего ребенка и, как принимали решения за него, так и продолжают.

«То есть не слышат его потребности, его голос, психологические крики… Например, это выбор секции, одежды и прочее. Родители делают выбор из эстетических и рациональных побуждений, а ребенок – из своих потребностей. И вот здесь необходимо идти на маленькие уступки. Но не с одной стороны, а с двух! В любой семье и в любых отношениях важны договоренности, запреты и ограничения. Должны быть правила!» - поясняет детский омбудсмен.

Так, однозначно должны быть запреты и ограничения, касающиеся ситуаций безопасного поведения в социуме. Должна быть «красная зона», за которую заходить никогда нельзя. Например, в семье строго запрещено употреблять алкоголь или возвращаться домой после 21:00. Эти вопросы нужно постоянно обсуждать. Не должно быть моментов недоговоренности о том, что можно или нельзя делать. Бывают ситуации, когда ребенок на самом деле думал, что так можно.

С момента взросления увеличивается не только права (в том числе право быть услышанным), но и обязанности.

«Когда мы даем ребенку право принятия решения, одновременно должны повыситься ответственность и его обязанности. И тогда не возникает диссонанса между тем, что ему все можно, но он ни за что не отвечает. Действительно, ответственность за жизнь и здоровье ребенка будут нести до 18 лет родители. Поэтому здесь нужна родительские чуткость и деликатность», - резюмирует Ольга Казанцева.

У многих родителей есть иллюзия, что можно разделять все тайны, все сокровенные мысли ребенка. Но жизнь показывает, что это не так. Потому что ребенку нужно оставлять момент самостоятельности, и какие-то переживания все-таки должны быть его собственными.

Важно одно: ребенок должен понимать, что в трудной ситуации, когда он сам не может решить проблему, есть множество выборов, в том числе моральных, у него есть безопасный родительский тыл. Он всегда может обратиться к родителям, и они с учетом своего жизненного опыта и правовой осведомленности помогут ему принять правильное решение.

Откуда это понимание возьмется? А оно возьмется из-за отсутствия критики и чуть-чуть большего доверия.

В режиме оффлайн

Соцсети и месенджеры в телефонах уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. И дети тоже являются активными их пользователями. Но есть и главная опасность – общение с взрослыми людьми, которые часто преследуют далеко небезобидные цели. Есть среди них и педофилы. Как защитить своего ребенка от этого? Предотвратить беду, понять, что происходить что-то неладное, вовремя помочь?

Уполномоченный при губернаторе края по правам ребенка Ольга Казанцева считает, что ответы на эти вопросы связаны опять же с правилами безопасности поведения в социуме. Мы учим детей вести себя правильно на улице, то же самое касается интернета и социальных сетей.

  • Во-первых, нужно объяснять: интернет не анонимен, и ты не можешь нарушать правила. Нельзя унижать человеческое достоинство и оскорблять других людей.
  • Во-вторых, необходимо помнить: интернет небезопасен. Там, как и на улице, могут быть мошенники и преступники. Нельзя общаться с незнакомцами. И особенно в социальной сети.
  • В-третьих, в соцсетях нужно минимизировать объем персонифицированный информации о себе, в том числе и личные фотографии. Это необходимо, чтобы уменьшить риски преступных посягательств отношений себя.
  • В-четвертых, рекомендуется держать личный аккаунт закрытым. В число доверительных контактов можно включать только тех людей, с которыми физически знаком.
  • В-пятых, важно, чтобы дети понимали: общение в онлайн режиме опасно переводить в оффлайн. Даже если ты общался с этим человеком какое-то время в онлайн пространстве, это не значит, что он для тебя стал безопасен и с ним нужно легко вступать в общение в реальной среде.

«Момент перехода из онлайн среды в оффлайн - достаточно рискованный. По исследованиям, которые проводились лабораторией Касперского два года назад, у большей части детей этой границы у детей нет. Им кажется, что если хорошо общались в интернете, значит, все в порядке будет и в оффлайн пространстве. Поэтому так важно разъяснить им эти пять правил безопасности в интернете и социальных сетях. Это гарантия стартовой гигиены ребенка в цифровой среде», - подчеркивает Ольга Казанцева.

Неуниверсальные советы

Все ситуации – уникальные. Однако есть общие моменты, на которые стоит обратить внимание.

  • Первое - это уважение друг друга членами семьи.
  • Второе - дети очень быстро растут. Нужно постоянно переговариваться о нормах взаимоотношений, о границах и ограничениях.
  • Третье - родительская бдительность. Важно - не упустить ребенка! Для этого необходимо обращать внимание на поведение детей.

Вас должно насторожить, если:

  1. У ребенка нарушился аппетит. Он стал кушать либо слишком много, либо слишком мало. В связи с этим происходит резкое увеличение массы тела либо снижение.
  2. Нарушился режим сна и бодрствования. Чаще всего, ребенок начинает плохо спать по ночам.
  3. Резкие смены настроений, либо подавленность.

Эти три поведенческих сигнала, даже без слов покажут, что нужно бить тревогу.

***

В преддверии Международного дня защиты детский омбудсмен пожелала всем родителям и детям:

«Любите друг друга, понимайте. Детство - очень короткий период жизни человека, который проходит очень быстро. Чтобы ребенок чувствовал себя в семье комфортно, очень важно, чтобы его голос было услышан. Чтобы он имел определенный вес. Слушайте голос ребенка!»

Новости партнеров
Фоторепортаж