Новую актуальность неожиданно обрел триллер «Заражение» 2011 года

08:06, 23 марта 2020г, Культура 1815


1
1

В тревожные дни официально объявленной пандемии новую актуальность в Сети неожиданно обрел триллер «Заражение» 2011 года. Кинокритики и поклонники режиссера Стивена Содерберга вдруг вспомнили, что он довольно точно и в деталях предсказал обстоятельства возникновения нового вируса.

Мы тоже пересмотрели в онлайн-кинотеатре этот сдержанный, мастерски сделанный фильм. И должны сказать, что, несмотря на свой пугающий жанр, в нынешних обстоятельствах он вполне может оказать благоприятное психотерапевтическое воздействие. Хотя бы потому, что симптомы и последствия нашего пресловутого коронавируса ни в какое сравнение не идут с той жутью, которую сочинили сценарист Скотт З. Бёрнс и режиссер Содерберг десятилетие назад.

Кстати, тогда, в дни российской кинотеатральной премьеры «Заражения», отечественных кинокритиков больше всего изу­мляло то, как режиссер обошелся с голливудскими кинозвездами первой величины, а в фильме их много. Оскароносные артисты, кумиры миллионов появлялись в кадре на какие-то минуты, чтобы вскоре умереть в страшных судорогах. Как Гвинет Пэлтроу, с кашля которой и начинается это кино.

Ее героиня Бет Эмхофф возвращается к себе в Миннеаполис из Гонконга, где была по делам. Во время пересадки в Чикаго, несмотря на легкую простуду, успевает изменить мужу (Мэтт Дэймон) с бывшим любовником. Дома ее кашель усиливается, начинает идти пена изо рта, и вот она уже умирает в больнице скорой помощи. Не успевает ее муж Митч осознать произошедшее, как из дома ему звонит няня, с которой он оставил маленького сына, и сообщает, что ребенок, который с утра неважно себя чувствовал, кажется, не дышит. А патологоанатом, вскрывший череп Бет (крупным планом показана изнанка человеческого скальпа), в ужасе просит коллегу собирать всех.

Фильм снят в документальной манере, но речь не о дрожащей камере. Просто есть в нем какая-то не обычная для драматического триллера холодность, отстраненность, ну или беспристрастность, с которой режиссер смотрит на своих персонажей. Он фиксирует, как зараженные горожане в разных странах мира вдруг падают замертво в гостиницах, автобусах и прямо на улицах. На эти инциденты обращает внимание ушлый журналист (Джуд Лоу) и сперва несет горячую тему в уважаемую газету, но потом решает, что лучше поднять число подписчиков своего собственного блога.

Разгорающаяся эпидемия – фон для работы некоего Центра по контролю и профилактике заболеваний в США, специалисты которого (в исполнении Лоренса Фишбёрна и Кейт Уинслет) пытаются помешать распространению смертельного вируса, но терпят неудачу. Поэтому в течение фильма мы присутствуем на множестве совещаний с американскими чиновниками, которые сначала не осознают истинной опасности (и припоминают чрезмерную реакцию на приснопамятный свиной грипп), но от ученых не отмахиваются.

Тут интересно, насколько точны данные киношными врачами рекомендации (и как они подходят для коронавируса): почаще мыть руки и обрабатывать их антисептиками, не трогать себя за лицо в общественных местах, соблюдать «социальную дистанцию», при подозрении на заражение – засесть на карантин. В какой-то момент героиня Кейт Уинслет, доктор Мирс, даже называет цифры: «От двух до трех тысяч» – будто бы столько раз человек в среднем касается своего лица в течение одного дня. А еще камера внимательно следит за заболевшим мужчиной средних лет, который сначала надсадно кашляет в ладонь, а потом этой ладонью берется за все поручни в автобусе по пути к выходу. Ну и в целом обстоятельства распространения заразы показаны крайне убедительно.

Как и попытки борьбы с ней. Вот двое ученых (актеры Дженнифер Или и Деметри Мартин) в защитных скафандрах никак не могут вырастить клеточную культуру. А в другой лаборатории отстраненный от работы доктор Сассман (Эллиотт Гулд) решает все равно продолжать исследования. А вот доктор Орантес (Марион Котийяр) летит в Гонконг, чтобы найти источник инфекции. Все это время беспринципный персонаж Джуда Лоу распространяет в своем блоге классические фейк-ньюс: сначала обвиняет врачей в том, что они в сговоре с правительством против населения, потом врет, что тоже заразился, но вылечился неким лекарством, за рекламу которого ему заплатили производители. Похоже на то, что мы сегодня читаем и слышим, не правда ли? Но даже когда в городах начинают орудовать мародеры, военные перекрывают дороги, а у врачей заканчиваются мешки для трупов, деловитый тон повествования ничуть не меняется.

Что до пророческого дара Содерберга, то, как и COVID-19, киношный вирус появился в Китае, а его источником стала… летучая мышь.

Фоторепортаж