«Обещаю лучшее представление!»

17:00, 13 января 2016г, Общество 2348


1
1

Сто лет назад имя этого человека знала вся Россия. Барнаулу посчастливилось: его жители видели выступления замечательного артиста воочию.

Суд над… танго

На танго в начале прошлого века ополчились пуритане всего мира: этот танец они считали неприличным, его осуждали и запрещали. В Барнауле же в марте 1914-го танго предстало… пред судом. Но не спешите ужасаться - я полагаю, что суд был справедлив и гуманен. Судите сами:

«В 1-й раз сенсационная новость большой БАЛЕТ-сцена Танго перед судом в 3-х действиях и 10 картинах.

Действие 1-е: картина 1-я Бал у посланника, 2-я Танго на балу, 3-я Запрещение танго. Действие 2-е: картина 1-я Шантан «Кабарэ», 2-я Танго в шантане, 3-я Арест танцующ. Танго, 4-я Любит. танца Танго. Действие 3-е: картина 1-я Суд, 2-я Танго перед судом, 3-я Танго, всех покоряющий и соблазняющий.

Оригинальный апофеоз с освещением друммондова света.

Участвует до 50 человек».

Как видите, завершался суд апофеозом «Танго, всех покоряющего и соблазняющего». А проливался свет рампы в этом случае не на сцену – на арену! В начале века двадцатого это никого не удивляло: в цирке шли представления, на современный взгляд, не всегда по профилю. На арене устраивались соревнования по французской борьбе, на ней также выступали певцы, танцоры, декламаторы. Именно это происходило в цирке Александра Гавриловича Коромыслова, известного от Урала до Сибири артиста, антрепренера, директора цирка.

Увы, об этом неординарном человеке не вспоминали в России долгие годы после расстрела его в Перми в 1919-ом. Некоторые из помнивших Коромыслова пытались обвинить его в смертных грехах. Да, часто скорой бывает расправа, историческая же справедливость торжествует не сразу или не всегда... Но в этом случае история все-таки решила расставить все по своим местам, пусть и спустя десятилетия. В Перми несколько лет назад вспомнили о 150-летии со дня рождения нашего героя, а ижевский журналист и краевед Вячеслав Безымяннов в 2007-ом издал о Коромыслове книгу «Первый директор». Информацию ее автору пришлось собирать буквально по крупицам у потомков артиста, в архивах.

Но ни в одном из немногих источников, рассказывающих о Коромыслове, среди названий городов, в которых выступал его цирк, я ни разу не встретила упоминания о Барнауле!  Потомки тоже вспоминали о Томске, Тобольске, Ижевске, Перми, Челябинске и многих других городах, но об Алтае не говорил никто… Что весьма удивительно -  ведь в нашем городе цирк Коромыслова давал представления в сезоны 1911-1916 годов! И именно в Барнауле было отмечено 20-летие существования детища выдающегося антрепренера! Причем, отмечено тем самым «Танго перед судом»!

О юбилее цирка «Жизнь Алтая» уведомляла читателей на своей первой полосе обычными афишами. Но появилось в одном ее номере и абсолютно нетипичное сообщение, с портретом директора цирка (в те времена газета выходила «слепой»: печатались лишь рисунки, фотоснимки же в были большой редкостью):

«Воскресенье, 16 марта 1914 года, состоится торжественный вечер. 20-летний юбилей существования цирка.

Александр Гаврилович Коромыслов открыл свой цирк в 1894 году в городе Билебее, Уфим. губ. Цирк в течение 20 лет путешествия по России не был прикрыт ни на один месяц. Пользуясь всюду доверием со стороны публики, цирк улучшался и процветал, а также пользуясь симпатией уважаемой барнаульской публики в пребывание за два сезона в течение 10 месяцев, я решил отпраздновать свой юбилейный день 20-летняго юбилея существования цирка, в день котораго при общем приложенном старании артистов и больших приготовлений ко дню юбилейнаго представления обещаю дать лучшее представление. Кроме обычной программы будет представлена большая сенсационная новинка большой балет-сцена Танго перед судом».

В конце текста в газете стояло: «С совершенным почтением А.Г. Коромыслов».

Верблюд-сибиряк

В начале моих поисков «барнаульского следа» в судьбе Коромыслова некоторые краеведы говорили, что его самого могло в Барнауле и не быть, он мог управлять цирком «удаленно». Но наш герой в Барнауле не просто бывал – он построил здесь цирк (стационарный, не шапито!) и сам выступал в нем!

Находился же цирк там, где сейчас располагается… редакция «Алтайской правды». На Конюшенной площади в 1911 году был разобран зверинец Эйгуса и на его месте возвели цирк - причем, в рекордно короткий срок: 20 сентября «ЖА» в хронике только сообщалось о намерении Коромыслова начать строительство, а 8 ноября уже было дано первое представление!

Случился и казус. Разлом зверинца Эйгуса был начат 27 сентября, а 14 октября состоялось заседание городской думы под председательством М.И. Страхова. На этом заседании был прочитан доклад о сдаче в аренду Коромыслову здания цирка на Конюшенной площади. Репортер свидетельствовал: «Договор с Коромысловым уже заключен, для чего управа заручилась письменно выраженным согласием 26 гласных. Здание сдано на 4 месяца с платою 200 р. в месяц причем Коромыслов обязался устроить здание с двойными стенками, засыпать промежуток между ними плотно утрамбованными опилками». И тут вдруг выступает Страхов с заявлением о незаконности договора! Никольский и Федулов в ответ заявляют, что дума не сделала ничего, нарушающего интересы города. Гласные голосуют: из 20 присутствующих против выступает лишь один…

24 октября в Барнаул из Семипалатинска, по сообщению хроникера, прибыло имущество труппы на 10-15 подводах, а также «партия дрессированных животных (лошади, кони, верблюд)». Кто знает, была ли в заметке опечатка («кони», «пони»?), но не привести ее я не могла. Из-за верблюда. Но о нем позднее.

8 ноября, в день первого представления, цирк был переполнен, мест не хватило, многим зрителям пришлось стоять. Но журналист «ЖА» остался недоволен: и представление-де отдавало балаганом, и состав труппы мал. «Публике понравился, - сообщал он, - в исполнении своих номеров наездник Строкай и малолетний акробат. Галерка дружно аплодировала каламбурам клоуна Коромыслова». Но спустя несколько дней прибыли воздушные гимнасты и «женщина-атлет, которая вызывает публику на состязание как в тяжелой атлетике, так и в легкой». И уже 13 ноября афиша сообщает о дебюте «миниатюр-акробатов Бори и Вани», выходе народного певца, «лучшего балалаечника г. Курзямова», выезде «отчаянной наездницы м-ль Юлии» и других артистов. За годы существования цирка Коромыслова в Барнауле кого только ни повидала публика - и эквилибристов, и наездников, и гимнастов, и жонглеров.

И всегда на арене выступали члены семьи директора цирка. Муж его дочери Августины Строкай был наездником, она сама – наездницей и музыкальным эксцентриком. Надо сказать, в цирковых династиях многие артисты являлись «многостаночниками». Сам Коромыслов был клоуном и декламатором, выводил на арену дрессированных лошадей и… верблюда! К этому верблюду я обещала вернуться. Откуда же он взялся в суровой Сибири? Полагаю, «знакомство» с кораблем пустыни могло случиться в Семипалатинске (там, кстати, у Коромыслова в 1911-ом родилась дочь). Другой вариант – это стало возможным благодаря другому зятю Коромыслова, мужу Нэдин. Владислава Янушевского (он же Кадыр-Гулям) в Средней Азии называли палваном-богатырем. Он оставил о себе память как о замечательном атлете, организаторе известнейшего в стране и за рубежом оригинального группового номера акробатов-наездников на верблюдах. 

«Артисты его любили»

Отношение к цирку в Барнауле, как и везде, было неоднозначным. Выразителем мнения многих представителей интеллигенции являлся известный педагог Адриан Топоров. Он весьма нелестно описывал цирк, ибо тот «не научил ничему, что пригодилось бы в просветительской работе». Но между строк прочитать можно другое: цирк вообще в городе был популярен, а уж когда приезжали артисты Коромыслова – публика ликовала!

«Хотя все программы цирка не отличались чем-либо остро-оригинальным, в нем всегда не хватало мест, - писал Топоров. - Туда особенно трудно было протиснуться в те вечера, когда выступали борцы. А их наезжало в Барнаул чертова прорва! И русских, и иноземных, и мужчин, и женщин. Все улицы города облеплялись афишами, с которых глядели тучные, мускулистые, полуголые красавцы - богатыри с неумными лицами.

Кроме борцов, публику забавляли дрессировщики собак, кошек, свиней да игра музыкальных эксцентриков на бутылках, смычками на поперечной пиле или на палке с одной струной. Наездницы с прыжками на спинах лошадей и визгливыми вскриками «опля!», клоуны с плоскими остротами - надоедали. Какое-то болезненное неистовство охватывало барнаульцев, когда приезжали на гастроли артисты цирка Коромыслова. Любители грубых, но сильных и острых ощущений тогда ликовали! А мне их восторги казались непонятными и смешными».

Особенное возмущение представителей культурной прослойки Барнаула вызывали состязания борцов. Но отчего-то многие и тогда, и позже не вспоминали, что звезды, подобные Ивану Поддубному, выступали именно на арене цирка. Стоит отметить, что Коромыслов считается одним из первых промоутеров женской  борьбы: в девяностых годах девятнадцатого века он организовывал дамские борцовские турниры. В его цирке выступали знаменитые Марина Лурс и Аннета Буш. Именно он посоветовал будущей звезде Ларисе Белой попробовать себя в борьбе. Барнаульцам тоже повезло – здесь на арене выступала «женщина-атлет» Нелли Ильинская.

Сейчас бы нашего героя назвали успешным менеджером и хорошим продюсером. Он был еще и мастером рекламы: афиши цирка сообщали о первоклассных артистах, знаменитых эксцентриках, элегантных наездниках, роскошно сформированной труппе, экстраординарном выступлении. Самого Коромыслова рекомендовали как столичного клоуна. Барнаульскую публику зазывали на большое фурор-представление, гранд-представление, торжественный вечер циркового искусства, большое клоунское представление, шари-вари, бенефисы, кек-уоки, «столичное зрелище по примеру столиц». Был еще такой рекламный ход: на некоторые представления джентльмен мог провести свою даму бесплатно. Но вместе с тем в цирке Коромыслова устраивались также елки для детей  - с билетами за половинную цену, с раздачей подарков. Проводились и благотворительные мероприятия. Так, от одного из них половина сбора поступила в пользу Мариинского детского приюта.  

Федор Конев в книге «Полвека под куполом цирка» писал о Коромыслове: «Артисты его любили больше других и шли к нему охотнее служить. Он собирал свой коллектив обычно каждую неделю и прояснял ситуацию в цирке: сколько и за что уплачено, израсходовано, какая сумма остается и кому что положено. Обычно остаток делили на всех».

*   *   *

Была ли милостива к нашему герою судьба? Ему оказывали содействие сильные мира сего, он был знаком с Анатолием Дуровым, в его цирке выступали известные династии (о барнаульских гастролях семьи Жеймо «АП» рассказывала раньше – прим. автора). Первая жена Коромыслова подарила ему двух дочерей и умерла после того, как родился долгожданный сын. Петр умер совсем молодым, и отец тяжело переживал его смерть. Во втором браке родились две дочери – сейчас в Перми и Москве живут их внуки и правнуки, а также потомки Августины Коромысловой, той самой «элегантной наездницы м-с Строкай».   

В семье существует легенда о том, что Распутин предсказал Коромыслову – мол, осталось им прожить «семишник» на двоих. Предсказание сбылось. Но 1919-й был смутен, и до сих пор неясно, кто погиб вместе с директором цирка. Можно предположить, что это были отец и сын Строкай. Непонятно, куда делись во время расстрела артистов Августина Строкай с дочерью, тоже Августиной… Одни говорят о старшей – «пропала», другие – что умерла от тифа.

Внучки Коромыслова вспомнили семейные предания: после расстрела родных Августина отправилась в Сибирь – цирк туда уехал раньше. Тогда много поездов мчались подальше от войны и разрухи, в сторону хлебосольного края, люди ехали неделями в ужасных условиях. По дороге случилась эпидемия тифа, Августина заболела и умерла. И на безвестной станции ее тело вынесли из вагона… Гутю взяла на воспитание сестра Надежда – Нэдин Кадыр-Гулям. Позже Августина Строкай вышла замуж, родила сына. Она умерла молодой, а Эдуард также воспитывался в семье старшей дочери Коромыслова.

Нина и Наталья, дочери Коромыслова от второго брака, также были одарены талантами. Нина играла на фортепиано и работала тапером в кинотеатрах в пору, когда кино еще звалось Великим немым. Потом до конца жизни она трудилась бухгалтером. Наталья окончила мединститут в Перми, работала врачом. Но всю жизнь она выступала на сцене: замечательно пела и еще студенткой занимала призовые места в олимпиадах, потом недолго танцевала в балете, а до 60 лет играла в любительских спектаклях.

Цирковую же династию Коромысловых-Строкай продолжил Эдуард Строкай. Дрессировщиком, как он, стал и его сын Александр.

Стиль и орфография приведенных документов сохранены.

Фоторепортаж