Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле
18:27, 22 сентября 2023г, Культура 819
Фото Евгений НАЛИМОВ
В Барнауле работает выставка «Женщины в русском искусстве» из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).
В экспозицию, занявшую два зала Художественного музея Алтайского края, вошло тридцать произведений выдающихся авторов. Они охватывают три века русской живописи, есть настоящие жемчужины – подлинные работы Алексея Венецианова или амазонки русского авангарда Наталии Гончаровой. Музейщики говорят: здесь можно проследить, как менялись от эпохи к эпохе женские образы. Буквально «от императриц до трактористок», как пошутила на открытии выставки директор ГХМАК Инна Галкина.
Общение с живым произведением
Сокровища из Петербурга приехали в Барнаул в честь 65-летия ГХМАК. Все эти годы Русский музей является партнером и методическим центром для наших искусствоведов, а первая выставка из его собрания прошла на Алтае еще в 1965 году.
– У нас с Русским музеем заключено соглашение, здесь есть его виртуальный филиал, – напомнила врио министра культуры края Елена Безрукова. – Но как бы мы ни стремились к цифровизации, ничто не может заменить общения с живым произведением искусства. И когда мы с сотрудниками Художественного музея выбирали из предложений наших коллег, то совпали во мнении, что нам хотелось бы увидеть именно эту тему.
Как объясняют музейщики, барнаульскую выставку собрали из произведений двух больших проектов ГРМ: «Образ женщины в русском искусстве» состоялся в Петербурге, а экспозиция, посвященная русским художницам, прошла в 2019 году в испанской Малаге. При этом хотели охватить три века, начиная с восемнадцатого, когда женские образы впервые появились в светском искусстве России, и заканчивая рубежом XIX–ХХ веков, когда женщины отвоевали право самим быть художницами. В последнем, кстати, Россия опередила многие страны – уже с 1873 года в Академии художеств девушкам разрешили заниматься в одних классах с юношами.
«Понятно, что в 30 работ невозможно уместить все, как невозможно привезти только знаковые и известные произведения, – говорит ведущий научный сотрудник Русского музея Алиса Любимова. – Наша задача была неимоверно сложна: соединить самые разные принципы и аспекты так, чтобы все работы друг с другом сочетались и «дружили», и можно было составить по выставке экскурсию, связный рассказ».
Всегда художница
Экскурсии по выставке проводятся дважды в день, и на них действительно есть о чем рассказать. Алиса Любимова сравнивает эти картины с «матрешками», содержащими несколько слоев смыслов, начиная с очевидных социокультурных – как менялась роль женщины в истории, как по-разному она выглядела. За этим пластом обнажаются жанровые моменты, затем – психологические. «Вот у Марии Башкирцевой «Три улыбки» – это же не просто поверхностное воспроизведение внешности женщин, а философское осмысление скоротечности жизни», – замечает сотрудница Русского музея. Наконец, в произведениях ХХ века отразились изменения в изобразительном искусстве, и его разные стилистические направления, как считает Любимова, учат нас более широко смотреть на мир.
Кстати, есть на выставке и четыре мужских образа, созданных художницами. Так, рядом с портретом супруги Александра III императрицы Марии Фёдоровны кисти Крамского соседствует портрет простого кучера Григория, написанный ею самой в 1870-м, когда она еще была великой княгиней.
– Мы признательны за произведения первого ряда – это Венецианов и Гончарова, для нас очень важно видеть подлинные работы Ивана Крамского или Николая Ярошенко, – говорит замдиректора ГХМАК по научной работе Наталья Царёва. – Но особая благодарность за то, что коллеги предоставили на эту выставку работу художницы, которая родилась в Барнауле, но ее наследие хранится в Узбекистане или в Русском музее. И сегодня мы можем увидеть автопортрет Валентины Марковой, работавшей в 1910–1920-е годы на Алтае с такими прославленными мастерами, как Михаил Курзин, Елена Коровай и Андрей Никулин.
Наталья Царёва признается, что сначала барнаульские музейщики планировали сложное экспозиционное решение, но потом поняли, что нынешние временные залы для этого слишком малы, и разместили работы по хронологии, которая завершается автопортретом русской и советской художницы Анны Остроумовой-Лебедевой 1940 года. «Она изобразила себя за работой, в ее руках кисти и краски. Женщина – она труженица и всегда художница, чем бы ни занималась», – уверена Наталья Степановна.