Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле

18:27, 22 сентября 2023г, Культура 819


Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Фото №1
Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Фото №2
Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Фото №3
Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Фото №4
Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Фото №5
Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Миниатюра №6
Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Миниатюра №6
Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Миниатюра №6
Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Миниатюра №6
Выставка из собрания Государственного Русского музея о женщинах в искусстве открылась в Барнауле Миниатюра №6

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле работает выставка «Женщины в русском искусстве» из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

В экспозицию, занявшую два зала Художественного музея Алтайского края, вошло тридцать произведений выдающихся авторов. Они охватывают три века русской живописи, есть настоящие жемчужины – подлинные работы Алексея Венецианова или амазонки русского авангарда Наталии Гончаровой. Музейщики говорят: здесь можно проследить, как менялись от эпохи к эпохе женские образы. Буквально «от императриц до трактористок», как пошутила на открытии выставки директор ГХМАК Инна Галкина.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Общение с живым произведением

Сокровища из Петербурга приехали в Барнаул в честь 65-летия ГХМАК. Все эти годы Русский музей является партнером и методическим центром для наших искусствоведов, а первая выставка из его собрания прошла на Алтае еще в 1965 году.

– У нас с Русским музеем заключено соглашение, здесь есть его виртуальный филиал, – напомнила врио министра культуры края Елена Безрукова. – Но как бы мы ни стремились к цифровизации, ничто не может заменить общения с живым произведением искусства. И когда мы с сотрудниками Художественного музея выбирали из предложений наших коллег, то совпали во мнении, что нам хотелось бы увидеть именно эту тему.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Как объясняют музейщики, барнаульскую выставку собрали из произведений двух больших проектов ГРМ: «Образ женщины в русском искусстве» состоялся в Петербурге, а экспозиция, посвященная русским художницам, прошла в 2019 году в испанской Малаге. При этом хотели охватить три века, начиная с восемнадцатого, когда женские образы впервые появились в светском искусстве России, и заканчивая рубежом XIX–ХХ веков, когда женщины отвоевали право самим быть художницами. В последнем, кстати, Россия опередила многие страны – уже с 1873 года в Академии художеств девушкам разрешили заниматься в одних классах с юношами.

«Понятно, что в 30 работ невозможно уместить все, как невозможно привезти только знаковые и известные произведения, – говорит ведущий научный сотрудник Русского музея Алиса Любимова. – Наша задача была неимоверно сложна: соединить самые разные принципы и аспекты так, чтобы все работы друг с другом сочетались и «дружили», и можно было составить по выставке экскурсию, связный рассказ».

Всегда художница

Экскурсии по выставке проводятся дважды в день, и на них действительно есть о чем рассказать. Алиса Любимова сравнивает эти картины с «матрешками», содержащими несколько слоев смыслов, начиная с очевидных социокультурных – как менялась роль женщины в истории, как по-разному она выглядела. За этим пластом обнажаются жанровые моменты, затем – психологические. «Вот у Марии Башкирцевой «Три улыбки» – это же не просто поверхностное воспроизведение внешности женщин, а философское осмысление скоротечности жизни», – замечает сотрудница Русского музея. Наконец, в произведениях ХХ века отразились изменения в изобразительном искусстве, и его разные стилистические направления, как считает Любимова, учат нас более широко смотреть на мир.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Кстати, есть на выставке и четыре мужских образа, созданных художницами. Так, рядом с портретом супруги Александра III императрицы Марии Фёдоровны кисти Крамского соседствует портрет простого кучера Григория, написанный ею самой в 1870-м, когда она еще была великой княгиней.

– Мы признательны за произведения первого ряда – это Венецианов и Гончарова, для нас очень важно видеть подлинные работы Ивана Крамского или Николая Ярошенко, – говорит замдиректора ГХМАК по научной работе Наталья Царёва. – Но особая благодарность за то, что коллеги предоставили на эту выставку работу художницы, которая родилась в Барнауле, но ее наследие хранится в Узбекистане или в Русском музее. И сегодня мы можем увидеть автопортрет Валентины Марковой, работавшей в 1910–1920-е годы на Алтае с такими прославленными мастерами, как Михаил Курзин, Елена Коровай и Андрей Никулин.

Наталья Царёва признается, что сначала барнаульские музейщики планировали сложное экспозиционное решение, но потом поняли, что нынешние временные залы для этого слишком малы, и разместили работы по хронологии, которая завершается автопортретом русской и советской художницы Анны Остроумовой-Лебедевой 1940 года. «Она изобразила себя за работой, в ее руках кисти и краски. Женщина – она труженица и всегда художница, чем бы ни занималась», – уверена Наталья Степановна.

Фоторепортаж