Восемь важных новых законов, которые начнут действовать с 1 января 2015 года в обзоре журналистов "АП"

11:00, 19 декабря 2014г, Общество 2761


Восемь важных новых законов, которые начнут действовать с 1 января 2015 года в обзоре журналистов "АП" Фото №1

В 2015 году в силу вступают около 60 законов, касающихся самых разных сфер нашей с вами жизни: политической, судебной, налоговой и бюджетной систем, системы социального обеспечения, медицинского страхования, бизнеса и пенсионного обеспечения. Большинство из них начнет действовать прямо с 1 января, формально – сразу после боя курантов. Из шести десятков «Алтайская правда» выбрала восемь законов, которые показались нам самыми важными…

Пенсия

Возможно, самый серьезный из вступающих в силу законов – это Федеральный закон № 216 от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии».

Этим законом пенсия делится на две части – страховую и накопительную. Страховую гарантирует государство, накопительную вы должны накопить себе сами. Пенсия будет рассчитываться не в рублях, а в пенсионных коэффициентах (баллах). Создатели новой системы говорят, что это  для блага будущих пенсионеров: коэффициентам инфляция не страшна. Коэффициенты будут высчитываться от зарплаты, поэтому будущие пенсионеры должны быть заинтересованы в белой зарплате. Если по достижении пенсионного возраста работник на пенсию не пошел, а продолжил работать, это даст дополнительные баллы, что, обещается, резко увеличит пенсию. Страховую часть государство обещает индексировать, а вот за накопительную гражданин отвечает сам – инвестирует по своему выбору. Пенсионные нововведения коснутся тех, кто родился после 1967 года.

Еще в 2014 году эти законы критиковали самые разные люди по самым разным поводам. Депутат Госдумы Андрей Исаев указывал, например, что ряд предприятий имеет льготы по страховым взносам и это порождает неравенство. С критикой реформы выступила и Российская академия наук, указывавшая, что проблемы пенсионной системы можно было решить адресно, а не радикально.

Цифры

Федеральный закон № 418 от 1 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает целый ряд нововведений. Например, подъемные в размере 1 миллиона рублей при переезде в сельскую местность теперь могут получить врачи в возрасте до 45 лет (было – до 35 лет). Эта мера, очевидно, направлена на привлечение в глубинку хоть каких-то медицинских кадров.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 408 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» устанавливает новый МРОТ – 5965 рублей. По подсчетам РИА «Новости», МРОТ по сравнению с 2014 годом вырос на 411 рублей – это около 8 процентов.

Начнет действовать Федеральный закон № 400 «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год» – этот норматив с 1 января 2015 года составит 707 рублей (в 2014 году – 671 рубль). Если кому трудно считать, рост составил 36 рублей.

Налоги в профиль

Также касаются всех нововведения, содержащиеся в Федеральном законе от 4 октября 2014 года № 284 «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». Он вводит новые правила исчисления налога на недвижимое имущество физических лиц. «В какую сторону?» – спросите вы. Ну а как вы думаете, если предполагается, что новые ставки увеличат поступления в бюджет в 3,4 раза?

Налогообложение прежде считалось от инвентаризационой стоимости, теперь будет считаться от кадастровой, которая уже намного ближе к рыночной. Плательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения – жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершённого строительства, а также иные здания, строения, сооружения и помещения. То есть это повышение налогов касается нас всех напрямую. Понятно, что троекратное с лишним повышение налога вызвано желанием наполнить бюжет. Прогнозируемые сборы должны составить 94,4 млрд. рублей.

Агентство бизнес-информации РБК предсказывает вал судебных исков с требованием пересмотра кадастровой оценки квартир и иной недвижимости. Примечательно, что льготников по этому налогу немного, да и им льготу можно получить только на какой-то один объект недвижимости: за квартиру платишь по льготе, а за сад и гараж – по полной.

Налог на имущество физических лиц будет повышаться поэтапно – по 20 процентов в год. Так что в полной мере мы ощутим радость нового налогообложения в 2020 году.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 376 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» еще на стадии разработки получил название «закон о деофшоризации». Этим законом вводится механизм налогообложения офшорных компаний. Декларирование прибыли начинается с 50 миллионов рублей. Этот закон – продолжение политики на деофшоризацию российской экономики. По приводившимся в Госдуме цифрам, из-за офшоров Россия недополучает 20 миллиардов долларов налогов. Разные люди ожидают разные результаты: одни говорят, что закон даст бюджету 20 млрд. рублей,  другие – он принесет 200 млрд. рублей. При бегстве капитала, которое «Независимая газета» оценивает в 150 миллиардов (!) долларов (!) за 2014 год, эффективность мер по деофшоризации ряду экспертов кажется сомнительной.

Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 382 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» касается установления местных налогов и сборов. Закон вводит понятие «торговый сбор», трактуя его не как налог, а как платеж за определенные виды деятельности, осуществляемые организациями или гражданами, но ИТАР-ТАСС в своей статье о торговом сборе полагает, что это «не более чем игра слов». В этой же статье указывается, что торговый сбор был введен с самыми разными нарушениями и в обход самых разных норм права. Например, «часть законопроекта, касающаяся торгового сбора, не была рассмотрена Правительством РФ и, соответственно, не получила требуемого правительственного заключения».

«Возможность введения торгового сбора не предусматривалась Основными направлениями налоговой политики РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденными правительством в августе 2014 года. Сбор не проходил оценки регулирующего воздействия, не обсуждался в разумные сроки с бизнес-сообществом…» – пишет ИТАР-ТАСС, предсказывая, что новый налог вызовет сопротивление как явное, так и скрытое и может привести к очередному росту цен.

И о рекламе

С 1 января вступает в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 270 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О рекламе»», запрещающий рекламу на платных (кабельных) каналах. Лоббисты нового закона посчитали, что реклама на кабельном ТВ нарушает права потребителя, который за свои деньги получает не только продукт, но и навязанную услугу в виде рекламы. Кроме того, кабельные каналы получают кроме денег за рекламу еще и абонентскую плату с клиентов, а это создает неравные условия с федеральными каналами. Критики этой позиции указывают, что тогда надо запрещать и рекламу в газетах – за нее покупатель тоже не платит. Осенью в ряде регионов опомнились местные власти – они при закрытии местных телеканалов теряли одну из возможностей общаться с людьми. По подсчетам аналитиков, из-за нового закона может закрыться около ста региональных телеканалов. В ноябре Государственный Совет Республики Татарстан обратился в Государственную думу РФ с проектом закона, который бы исключил региональные телеканалы из списка тех, кто попадал под топор ФЗ-270. Судьба этой законодательной инициативы неясна. В тумане и перспективы тех телеканалов края, которые сейчас распространяются через кабельные сети…

Фоторепортаж