Овечкино. Глубинка. Новый год…

12:00, 31 декабря 2014г, Общество 2539


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Морозный день, канун Нового года. Мы летим по трассе в село Овечкино Завьяловского района. Карта говорит нам, что где-то должна быть дорога – поворот. Но поворота нет. Заколдованное, однако, село! Однако, покружив немного, мы все же находим заветный свороток. Теряемся, созваниваемся, уточняем маршрут и наконец выруливаем к синему домику – администрации села. Заходим по высоким ступеням, и первая фамилия, которую видим на двери, – Овечкина!

– Это не моя, это мужа, – смеется Марина Николаевна, заместитель главы муниципального образования. – Я сама из Казахстана, сюда переехали, когда мне было 15 лет. Но места уже давно стали для меня родными…

Нитка времени…

В Овечкино нас занесло волею восточного календаря, по которому 2015-й – год Овцы.

Одни скажут, что год Овцы наступит только в феврале. Другие – что китайский календарь нам не указ. Ну и что? Ну да, не указ, но отличный повод забраться поглубже, заехать подальше.

– У нас самое старое село в районе! – говорит глава муниципального образования Николай Боровиков. Так оно и есть – остальные села моложе. По справочникам, Овечкино основано в 1763 году. Однако в администрации имеется бумага из Новосибирского архива, где датой основания села отмечен 1715 год! Если так, то в наступающем году у Овечкина – юбилей!

Нитка времени продета в Овечкино как раз через сельсовет – это здание с большими окнами, как поясняют нам, уцелело еще с дореволюционных времен. По легенде, это часть помещичьего дома.

– Были еще крылья слева и справа, но они разрушились. А центральная постройка теперь наша администрация, – говорит Марина Овечкина.

Кирпич разрушился, а названия остались. Разные концы деревни и сейчас называют так, как повелось испокон веку. Как оказалось, мы въезжали в Овечкино по Собачьему хвосту – так эта вытянутая часть села называлась с незапамятных времен. Часть села, где жили после Гражданской войны красные партизаны, и поныне зовется Партизанская; близкая к бору – Боровушка (интересно, что глава МО Николай Боровков в этой части и живет!). Откуда пошло название Хохлы, нам никто не подсказал, но можно предположить, что от украинских переселенцев времен столыпинской реформы.

«Старость меня дома не застанет!»

Овечкино всегда было большим, и даже, по утверждению патриотов села, при образовании района райцентром хотели сделать Овечкино. Но за последние годы беды и победы разбросали людей по России и миру. В селе Овечкино живет 629 человек, на входящей в муниципальное образование (сельсовет по-старому) станции – 158. А всего – 777. Три семерки, счастливое число – это обнадеживает.

Да ведь и сказано: мал золотник, да дорог. Это как раз про Овечкино и его жителей. Сами того не подозревая, они живут в соответствии с гороскопом знака Овцы: не любят скуку, пишут рассказы, стихи, поют. Энергии и жизнелюбию и молодых, и ветеранов остается только завидовать.

– За прошлую зиму мы сшили 56 костюмов для наших детских коллективов, – говорит Людмила Лаврова, руководитель Овечкинского совета ветеранов. – Принесли швейную машинку из дома и сшили. Материя – тоже кто что из дома принесет...

Кроме Людмилы Дмитриевны совет ветеранов – это Светлана Николаевна Хрипкова, Нина Павловна Бородина и Татьяна Васильевна Раменских. К своим ветеранским обязанностям относятся ответственно. «Ходим сюда как на работу…» – говорит Людмила Лаврова.

Оттого и успевают много. Совет ветеранов шьет платья, а сшивает поколения. Молодым – костюмы, старикам – почет и уважение – вот главные заботы не постаревших душой женщин.

– Мы поддержали, как могли, акцию «Бессмертный полк». Пока восстановили сорок фамилий. Но из Овечкинского сельсовета на войну ушел 151 человек. И мы отовсюду пытаемся о них хоть что-то узнать. Составили альбомы – в них фотографии фронтовиков. На сегодня – 114 человек. Очень много тех, кто воевал еще на Гражданской. Например, Жданов Василий Иванович был командиром в полку Красных орлов и потом у нас председателем сельского совета. Люди узнают о нашей работе. Марина Гальцова (теперь Кривенок) живет в Болгарии, оттуда прислала фотографию своего отца, Гальцова Григория Феофановича, для того чтобы он тоже был в рядах «Бессмертного полка», – рассказывает Людмила Лаврова.

Если душа болит, то она болит за всех.

– Нынче наш совет ветеранов собрал картошку и отвез в Быстрый Исток, в зону подтопления... – это глава Николай Боровиков переносит разговор из прошлого в настоящее. – Вот Людмила Дмитриевна сама и возила…

– Мои внуки там живут, их подтопило, я знала ситуацию, – рассказывает Людмила Лаврова. – Когда мы решили отправить туда картошку, я поехала сама. На ГАЗ-53 – семь часов туда, семь часов обратно. Приехали – а нас уже встречали ребята из Быстроистокской молодежной думы. У них уже списки были составлены, фургончики подогнаны – они картошку разгрузили, развезли. Молодцы. Нас тронула такая встреча. Было понятно, что нашу помощь ждали. Мы же везли адресно – одиноким, немощным…

А еще эти женщины поют в коллективе «Селяночка», участвуют в задорных новогодних сценках.

– А про что сценки? – спрашиваю я.

– Про любовь! – с хохотом отвечает мне совет ветеранов. – В прошлом году – как деда женили на молодой!

А сейчас держитесь за стул: свои сценки и песни они потом выставляют в Интернете!

– В «Одноклассниках» есть наша группа «Селяночка», там еще аватарка – природа и речка… – поясняет мне Людмила Лаврова. На слове «аватарка» я стараюсь не показать некоторой оторопи. Вот тебе и ветераны! Правду говорят: чтобы знать возраст человека, смотреть надо не в паспорт, смотреть надо на его дела…

Перина и кот Чубайс

Марина Петровна Некрасова – старейшая жительница села, ей 84 года, а 1 марта 2015-го будет 85. Всю жизнь она прожила здесь.

– Я из Овечкина – никогда и никуда! – говорит она. – Потому что это такие места, которых нет нигде. В лесу – грибы, в согре – ягода всякая. Речка у меня прямо в огороде – вот (показывает пластмассовый тазик. – Прим. «АП») щука, линь, окунь, внук вчера полведра принес. У меня дочь живет в Казахстане, зовет туда. Но я сказала, что тут прожила и тут помирать буду…

«Помирать» Мария Петровна сказала явно для красного словца – энергии ей не занимать. Да и некоторого женского кокетства: узнав, что мы будем ее фотографировать, тут же послала домашних за расческой и красивым платком! Для деревенского колорита поймала проходившего мимо по хате рыжего кота, имя которого вполне предсказуемо оказалось Чубайс. 

Живет Мария Петровна по-своему, как привыкла – в печи с огромным зевом печет хлеб, спит на перине. Как бы пояснить молодому поколению, что такое перина… Я и сам, честно говоря, видел ее впервые.

– А ты сядь, сядь! – машет рукой Мария Петровна.

Сажусь – и проваливаюсь. Огромное мягкое облако – вот с чем можно сравнить классическую перину ручной – а перину Мария Петровна делала сама – работы.

– У меня их две! – не без гордости заявляет Мария Петровна и начинает рассказывать, как делается перина. Это, оказывается, 70 (семьдесят!) уток, которых надо забить, особым образом убрать с них перо, потом собрать пух, а затем выдержать его в мешках зимой на морозе, а летом – на чердаке. И только тогда – примерно через год – у вас будет настоящая перина, которой сносу нет.

На стене у Марии Петровны фотографии. В центре – она сама, молодая, смуглая, красивая…

– Ого какая! – говорю я. – За вами все парни в деревне бегали?

– Да я сильно не подпускала, – усмехается Мария Петровна. – Мы с мужем прожили 27 лет. Он был фронтовик, намного старше меня...

Мария Петровна – главная в Овечкине певунья. Еще в прошлом году выступала вместе с «Селяночкой», да и сейчас голос звонкий, чистый, сильный.

– А что пели? – спрашиваю.

– Когда б имел златые горы и реки, полные вина… – вместо ответа затягивает она. – Мы пели втроем – я, муж мой Петр Данилович и подруга моя Мария Владимировна Федорова. Он начинал, а Маша все это вытягивала. На свадьбах пели, на смотрах разных. По два раза почти каждую песню – так людям нравилось.

И снова запевает:

– Мой костер в тумане светит…

Рыжий кот Чубайс зыркает на нас испуганными круглыми голубыми глазами…

Дед Мороз не обманул!

В школе на Новый год будет традиционный спектакль. Задумка оригинальная – у Деда Мороза, например, две внучки Снегурочки. Еще в представлении будет участвовать Баба-яга.

– Баба-яга всегда пытается что-то испортить, – поясняет нам девятиклассница Наталья Крац, которая в этом вопросе эксперт, она играла Бабу-ягу уже трижды, и вот только нынче ей впервые досталась роль Снегурочки.

Снегурочка Наталья Островских и Баба-яга Полина Саломатова на вопрос, верят ли они в Деда Мороза, пожали плечами – ну как-то так. И только Наталья Крац ответила: «А я верю». И тут же улыбнулась: «Только он подарки перестал приносить почему-то».

По классу как метеоры проносятся два пацана того возраста, когда в Деде Морозе не сомневаются. Узнаю, как зовут. Игорь Павлов и Илья Попов. Спрашиваю, как ждут Новый год?

– Желания загадываем. Письма пишем. Я попросил у Деда Мороза велосипед и новую колонку музыкальную, – говорит Игорь.

– А я – планшет! – отвечает Илья. – Если пятерок еще заработаю, то будет планшет. Но у меня ни одной четверки нет…

Илья и Игорь говорят, что Дед Мороз еще ни разу не обманул – вот что попросишь, то и приносил. Что тут скажешь? На то он и волшебник!

Золотое руно

«А где же про овец? Ради чего ехали-то?» – спросит нас въедливый читатель.

Что и говорить, когда-то овец в Овечкине было больше, чем людей. В каждом дворе по 10-15 овец – а общая отара была в четыре тысячи голов. Отдавали овец пастись весной, забирали ближе к осени. Чтобы отличать своих от чужих, ставили разные метки на ушах. Если у овцы за лето появлялся приплод, пастух ставил на него хозяйскую метку, а по окончании сезона получал за приплод дополнительные деньги.

Овца – это, как говорится, не только шерсть, но и килограммов тридцать легкоусвояемого мяса!

– В прежние времена холодильников ведь не было. Летом на покос люди едут – колют овцу и на покосе у них есть мясо. В восьмидесятые годы был приемный пункт, шкуры сдавали, за них давали валенки: за пару 25 размера – два с половиной килограмма шерсти. И за деньги сдавали шерсть – 10 копеек за килограмм. Шерсть пряли сами, вязали из нее свитера, носки, рукавицы, – говорит Светлана Хрипкова.

Куда все делось? Поменялся уклад жизни – и не стало в Овечкине овец.

– Были старые пастухи – пасли. Ушли они на пенсию – молодежь не стала пасти. Стали собираться дворами, пасти по очереди. Мы отдали в начале сезона 14 овец, а к осени осталась одна. И спросить не с кого, – говорит Нина Бородина.

Десятка полтора овец держит сын Людмилы Лавровой Антон – только на мясо, а овчинка выделки не стоит – шерсть сдавать некуда и невыгодно.

– Шкуры сдавать – надо в Романово везти, больше за машину отдашь, – говорит он.

Книжки пишут, что в Древнем Китае овца была символом благополучия и даже талисманом императора. Казалось бы, где Китай, а где Овечкино, но от прежних времен остался здесь обычай – бросать под ноги молодым овечью шкуру как пожелание богатства, такое овечкинское золотое руно.

– Когда невесту выкупил жених, из дома выводит и по овчинному тулупу ведет – чтобы богато жили. У меня такое было на свадьбе, – говорит Марина Овечкина.

С Новым годом!

В день нашего приезда в селе готовились к Новому году. Перед администрацией ставили большую елку. Еще одну елку отвезли на реку – ее по местной традиции установят в специально пробуренную прорубь, она вмерзнет и будет так стоять всю зиму.

Еще недавно была тут еще одна традиция – «катание на шкуре». Людмила Лаврова поясняет инженерное устройство этого аттракциона:

– Вертляк стоит посередке, к нему – жердь, а на конце жерди овечья шкура. Два-три человека раскручивают, а двое – на шкуре катаются…

Суть – удержаться как можно дольше, потому как центробежная сила стремится выкинуть катающихся вон.

Овечкино, видимо, по причине своей заповедности имеет почти семейный уклад: в Новый год здесь все сначала собираются в клубе – смотрят приготовленную активом программу. Это очень даже правильно: по советам астрологов, год Овцы и нужно встречать в кругу друзей! (Надеемся, нынче и «Алтайская правда» с этой статьей поспеет аккурат к празднику!)

А потом все расходятся по домам, встречают Новый год, а после часу-двух ночи снова в клуб – на дискотеку.

– Это у нас традиция, обязательно нужно увидеться, – улыбается Светлана Хрипкова.

И тут уж – до утра: гулянья, танцы, песни, катание с горок и то особое чувство – ожидание чуда и вера в исполнение желаний, в каком бы ты возрасте ни был, которое есть только в Новый год!

Фоторепортаж