Персональную выставку художника Петра Кудинова представил алтайский музей

10:00, 11 июля 2020г, Культура 898



Фото Евгений НАЛИМОВ

Художественный музей Алтайского края представляет юбилейную персональную выставку Петра Кудинова – художника интересного и, как говорят искусствоведы, незаслуженно малоизвестного.

Внимательные зрители давно заприметили его холсты на коллективных краевых выставках. Их трудно не увидеть, настолько своеобразна и узнаваема изобразительная манера Петра Андреевича, бесстрашен его цвет. Однако персональная экспозиция в главном музее края у него впервые. Выставка «У времени в плену» представляет 19 большеформатных живописных работ разных лет.

«Какая-то гармония»

Кураторы Виктория Крылова и Юлия Стороженко отмечают необычайную скромность художника. И он тут же подтверждает это впечатление при нашем очном знакомстве: «Моя задача была только предоставить работы на выставку, а потом уже сотрудники музея очень трудно монтировали экспозицию, долго мучились. Но мне нравится результат, есть какая-то гармония. Возможно, я слишком самонадеян».

Между тем произведения Петра Кудинова участвовали в краевых, престижных межрегиональных смотрах («Сибирь» и «Форма» в Новокузнецке) и даже во Всероссийской художественной выставке «Лики России» в Архангельске в 2016 году. Парадокс объясняется просто: живописец жил вдали от краевого центра, достаточно поздно – в 62 года – вступил в Союз художников, а его творчество сильно отличается от того, к чему привык алтайский зритель.

Музейщики говорят: этот художник не работает с натуры в привычном понимании. Но проводит много времени в наблюдении за окружающим миром, а главные его инструменты – память и воображение. Кудинов соглашается:

– Я в основном сочиняю, есть у меня такой грех. Очень люблю наблюдать. Вот говорят: созерцание – а я гулять люблю. Бывает, что-то увидел – и надо несколько раз посмотреть, какой там цвет, уйти, потом снова вернуться.

Фрагменты разных городов

Как это ни удивительно, но все пейзажи на выставке действительно фантазийные, порой составленные из фрагментов разных городов. В уютной «Прогулке» барнаульские зрители постоянно узнают свой город, хотя от него здесь разве что колесо обозрения на возвышенности. А красный дом на переднем плане художник перенес на холст из Бийска времен своей молодости. Но дух места почему-то безошибочно узнается.

«Первый снег» вообще родился из впечатления от телепередачи: «Какие-то домишки, а вокруг вода, – вспоминает живописец. – Я сразу схватил карандаш, набросал основные моменты. Потом композицию несколько раз переделывал. Она вроде простенькая, но сначала все было не то. Это только со временем приходит: ищешь, смотришь, и вот уже намучаешься – ну как во всяком настоящем деле…»

– Один маститый художник мне сказал: «У тебя дом как будто заваливается», – продолжает автор о «Прогулке». – Но если его не «завалить», движения не будет! Поэтому я должен что-то перестроить, поломать. Я могу домики рисовать аккуратненько, но тогда потеряется ритм. А здесь получилась такая круговерть, даже небо полукруглое. Оно тоже помогает движению.

Композиция еще одной работы – «Летний день в нашем городке» с домами, соснами и велосипедистами и вовсе закручивается вокруг пруда в центре.

– Движение закольцовано, и мы невольно начинаем видеть уже не просто отдыхающих на берегу, а некий круговорот жизни, – говорит о символическом смысле картины куратор выставки Виктория Крылова. – Все сосредоточено вокруг озера, а холмы закрывают от нас перспективу. Кажется, выхода отсюда нет, и получается некий мир, который живет вне времени и будет таким всегда.

Выстраданные, настоящие

Кстати, сами работы Кудинова, наоборот, имеют обыкновение меняться. Порой уже после выставок художник возвращается к ним и дорабатывает, меняя цвет и пластику формы.

– Я наблюдал за многими работами, которые он производил на свет, – говорит художник и друг Валентин Шипило. – Это были сложные процессы. Первоначально можно было увидеть абсолютно не то, что есть сейчас. Художник постепенно подходил к правильному решению. И не был спокоен, пока не добился этого результата. Поэтому все работы выстраданные и настоящие.

И если присмотреться к любой из них, то за простецким сюжетом легко увидеть целые слои смыслов, будь то «Рыбаки» 2013-го или «Велосипедист»
2016–2020 годов. Герои этих холстов, разумеется, тоже пришли из воображения живописца. «Я как-то увидел мужика на велосипеде. Велосипед небольшой, а мужик высокий – получилось забавно, – рассказывает Петр Андреевич. – Но когда стал работать, ушел от этого и мне захотелось, чтобы он был фронтовиком, человеком, пережившим эту страшную войну. А там, позади него, совсем другая, новая жизнь».

– Выставка самобытная, работы зачастую очень неожиданные, – говорит директор музея Инна Галкина. – И большинство попросту красивы по цвету и гармоничны, хотя художник не стремится к красивости.

Сотрудники ГХМАК радуются, что частичное снятие карантинных ограничений позволило открыть выставку именно в музейных залах, а не онлайн: фотографии и трансляции вряд ли передадут глубину и гармонию. Но у барнаульцев есть возможность увидеть все своими глазами.

Новости