Перевозчики и власти обсудили проблемы пассажирского транспорта в Барнауле

16:40, 15 ноября 2018г, Транспорт 2018


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Водитель трамвая отвечает за все: за себя, машину, кондуктора, пассажиров, людей на остановке и даже поведение автомобилистов-любителей на перекрестке. Работа эта не простая. А текучка кадров, к сожалению, не единственная проблема, которую сегодня пытается решить предприятие.

Краевые власти заинтересовались барнаульским Горэлектротрансом. Вчера прошли юбилейные торжества, на которых подвели некоторые итоги работы за 70 лет. А перед ними прошла рабочая встреча председателя АКЗС Александра Романенко,  регионального министра транспорта Александра Дементьева, депутатов краевого и городского собраний с сотрудниками предприятия.

По словам директора Николая Петряшина, со дня основания Горэлектротранс перевез около 8 млрд пассажиров. На балансе сегодня 228 трамваев, 60 троллейбусов, 33 единицы спецтехники на рельсовом ходу, 4 социальных такси для перевозки инвалидов, пожилых людей.

Официальные цифры: пассажиропоток (около 150 тысяч в день, 4,5 млн в месяц) и льготная составляющая (около 80 процентов – граждане, имеющие право на льготный или бесплатный проезд) определяют всю экономику предприятия. А она сегодня такова: доходы ежемесячно составляют 92 млн, а расходы – 94 млн рублей. Понятно, что в такой ситуации (несложно просчитать годовой дефицит) речи не идет о самостоятельном обновлении технопарка, повышении заработной платы сотрудников и даже капитальном ремонте, включающем в себя кузовные работы.

Заместитель главы администрации города по экономической политике Вячеслав Химочка заявил:

– На сегодня есть две нерешаемые проблемы: износ подвижного состава и сокращение пассажиропотока. Ориентация у граждан сегодня на личный транспорт. Что касается обновления технопарка, то для покупки одного трамвая требуется около 30 млн рублей, троллейбуса – порядка 18 млн. Капитальный ремонт (на него требуется 7 – 10 млн) увеличивает срок эксплуатации трамваев примерно на 10 лет. Необходима краевая программа, которая позволит в год покупать хотя бы 10 трамваев. Тогда удастся сократить ремонтный фонд и направить освободившиеся средства, например, на заработные платы сотрудников.

Насколько остро стоит проблема, покажут следующие данные: срок эксплуатации техники – 15 лет. В Горэлектротрансе трамваи используются по 30 лет, а то и больше. В итоге официальный износ трамваев составляет 97 процентов, троллейбусов – 83,3 процента.

Но при этом Горэлектротранс является одним из стратегических предприятий для краевого центра. Ведь именно трамваям с их большой вместимостью удается справиться с перевозкой своей части пассажиров. Кроме того, с учетом экономических показателей по перевозке оказывается более выгодным.

Вячеслав Химочка привел некоторые данные, подтверждающие это. Правда, оговорился, что перевозчики (частные, имеющие в автопарках автобусы) не показывают реальные расходы на перевозку, потому оценить выгоду перевозки электротранспортом точнее затруднительно.

Кстати, разговор в Горэлектротрансе коснулся всего обилия и разнообразия транспорта в Барнауле и, как следствие, пересекающихся маршрутов, потери выгоды и тарифов на перевозку пассажиров.

Валерий Касплер – депутат гордумы и по совместительству транспортный бизнесмен, заявил, что экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров в автобусе должен составлять 35 рублей. При этом посетовал, что эти данные городская администрация не учитывает. Однако помогает Горэлектротрансу, утвердив каждый трамвайный маршрут как социально значимый, то есть предприятие имеет право на компенсацию по такому маршруту. 

От участников совещания звучали порой спорные предложения. Например, о необходимости организации стоянок для личных автомобилей в районе конечных остановок трамваев, что, по мнению депутатов, должно привести к поведению автолюбителей, как в Москве: доехал до города, поставил машину на стоянку и доехал до работы на трамвае.

Однако конструктивную ноту внесли председатель АКЗС и профильный министр, заявившие о необходимости формирования стратегии транспортного развития не только краевого центра, но и всего региона.

– Для того чтобы разобраться со стратегией, нужно понимание, каков пассажиропоток, сколько необходимо трамваев, троллейбусов и автобусов. Нужно выяснить, какие маршруты нам необходимы и может ли Барнаул позволить себе такое разнообразие движения, как сейчас? Все это даст понимание, в какую сторону двигаться дальше, – заявил Александр Дементьев.

– Все обозначенные сегодня проблемы нужно решать в совокупности. Чтобы человеку было выгодно не заводить свою машину (с точки зрения использованного времени), а сесть в теплый новый трамвай и спокойно доехать до работы. Хотя это, конечно, не просто. Ведь нужно менять наше мировоззрение в целом,  – сказал Александр Романенко.

Он попросил председателей профильных комитетов депутатских корпусов,  администрацию краевого центра сформулировать общие вопросы развития транспортной сети Барнаула, учитывая интересы государственных и частных перевозчиков, поскольку те обслуживают жителей города, как и муниципальные.

Фоторепортаж