По кривой, извилистой дороге…

17:00, 28 марта 2016г, Общество 1650


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Последнее время пользуюсь автомобилем по необходимости. А как сяду за руль, без крепких выражений ездить не могу.

В Барнауле осталась пара-тройка улиц без выбоин, в других населенных пунктах края и того меньше. Весной ямы появляются на дорогах всюду как черти из табакерки: вчера еще был ровный асфальт, а сегодня – выбоина. Попал в такую колесом на хорошей скорости – и ремонт подвески обеспечен. Это в лучшем случае. А тут на днях президент страны Владимир Путин на заседании Госсовета, посвященном безопасности дорожного движения, сообщил, что за десять лет на дорогах страны погибло 350 тысяч россиян. Причем треть аварий специалисты связывают с плохим качеством дорог.

Как же на загнивающем Западе удается решить эту проблему? Сейчас нам специалисты будут рассказывать про суровый сибирский климат, про многократные переходы температуры через ноль, при которых попавшая в трещину вода превращается в лед и разрывает асфальт. А на мой дилетантский взгляд, кажется, что ямы образуются либо из-за некачественно построенной трассы, либо от неправильной ее эксплуатации. Давайте посмотрим на федеральную дорогу в окрестностях Барнаула от нового моста до Новоалтайска. Если ее сделали в свое время с соблюдением всех норм и правил, то на ней до сих пор нет ни ям, ни трещин. Или взять проспект Красноармейский: проезжая часть лежит яичком, так что с нее скатывается вода, в результате асфальт сохраняется в более-менее хорошем качестве. А вдоль того же проспекта проложен в низине тротуар. Каждую весну и осень он уходит под воду. Ясно, что пешеходная дорожка долго не проживет. Бог с ним, с тротуаром, а сколько дорог у нас залито водой из-за заниженного основания или забитой ливневой канализации. Асфальт на них через год после капитального ремонта разрушается.

Минувшим летом разговаривал по душам с инженером, ведущим контроль за строительством дороги Славгород – Яровое. Тридцать лет ее, матушку, капитально не чинили и наконец отреставрировали, на радость отдыхающим. И вот катают асфальт, мы в сторонке стоим наблюдаем. Пригляделся я, а дорожка-то кривовата по вертикали. Интересуюсь причиной, мне инженер поясняет: «Основание не выровнено да и технология у нас не самая лучшая». – «А как же в Европах делают ровную дорогу?» – «А в Европах асфальтоукладочная машина ориентируется по радиомаякам».

Много от дорожников приходилось слышать о плохом финансировании. Мол, выделяют в четыре раза меньше от потребностей, а вы хотите качество… Чтобы как-то пополнить дорожные фонды, в стране уже второй раз за год увеличили акцизы на топливо и ввели плату за проезд большегрузов. Пусть от этого вырастут цены на всё, нам не жалко, лишь бы на ремонт дорог хватало. А сколько надо? Я тут залез в Интернет, чтобы сравнить стоимость дорожного строительства в России и за рубежом. Оказалось, что в России она такая же, как в Финляндии и Китае. Затраты совпадают, а качество – почему-то нет. Можно долго спорить о причинах. Но вот один пример, который кое-что проясняет. Пару недель назад житель поселка Борзовая Заимка рассказал, как он с соседями построил сто метров асфальтовой дороги вдоль своей улицы хозспособом, затратив на это 120 тысяч рублей. Специализированное предприятие готово было построить эту дорогу за 800 (!) тысяч рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

Но если сделать дорогу как следует задешево не могут или не умеют, то хотя бы заделывали трещины вовремя, чтобы они до ям не разрастались. Скажете, давайте дождемся апреля, когда дороги высохнут и можно будет приступать к ремонту. Но, оказывается, уже давно существуют технологии, с помощью которых можно ремонтировать и при отрицательных температурах. На днях по радио рассказывали о томском предприятии «ЭкоДор», специалисты которого заделывают ямы на дорогах при температуре до минус 20 градусов. Кстати, и в Алтайском крае их используют, только на федеральных трассах. Я позвонил в Томск и узнал, сколько они берут за ремонт. Оказалось, 2,5 тыс. рублей за квадратный метр асфальта. Дорого? Не дешево, но поломанная машина, а то и человеческая жизнь стоят дороже.

Бывший директор одного из местных ДРСУ вспоминал, как в 2009 году собирался наладить производство литого асфальтобетона, закупив в Кемерово теплоизолированный смеситель для перевозки смеси. Литой асфальтобетон широко применяют за границей для строительства дорог и мостов, в России он только набирает популярность. Для покрытия дороги используется смесь с температурой 200 – 250 градусов. Важными свойствами этого материала являются водонепроницаемость при отсутствии мигрирующей через толщу слоя влаги, а также высокая долговечность и адгезия. За смеситель кемеровчане на тот момент просили 7 млн рублей. С помощью новой технологии тогдашний руководитель ДРСУ планировал заделать все трещины и ямы на городских дорогах за полтора года. Но денег из городской казны после неоднократных обещаний не дали, пустив их на снегоочистительную технику. Неужели кому-то выгодно, чтобы дороги были разбиты?

Фоторепортаж