Как «Барнаултрансмаш» из убыточного предприятия стал прибыльным: интервью

11:00, 21 января 2016г, Общество 6250


1
1

Не будет преувеличением сказать, что с приходом на «Барнаултрансмаш» в феврале 2013 года нового директора ярославца Виктора Силивакина до того убыточное предприятие стало подниматься с колен и сегодня достаточно прочно занимает свою нишу в производстве моторов для российских армии и флота. Только один немаловажный факт – за три года работы Силивакина средняя зарплата на заводе выросла с 14 до 28 тысяч рублей. О том, как это стало возможным, работе «Барнаултрансмаша» сегодня и планах заводчан на будущее рассказывает генеральный директор этого предприятия.

– Скажите, Виктор Степанович, в том, что вы увидели на «Барнаултрансмаше», когда приступили к работе, было что-то для вас неожиданное, заставившее растеряться?

– В общем-то, нет, с подобной ситуацией я сталкивался еще в начале 2000-х на Ярославском моторном заводе, и как ее менять – изначально было понятно. Но одно дело – понять, другое – изменить. Тем не менее я считаю, что добились мы многого, а начали традиционно с наведения элементарного рабочего порядка и обеспечения людям нормальных условий труда.

За три года было отремонтировано три столовых, которые находятся непосредственно на территории цехов. Кроме того, мы с 2013 года стали частично компенсировать нашим работникам затраты на питание. Начали с 30 рублей в день, сейчас это 75 рублей. На тендерной основе выбрали компанию «Кулинар», которая установила в столовых современное оборудование, и в результате получили еще один элемент заинтересованности персонала работать на нашем заводе.

Хоть и пришлось затратить на это немало денег, отремонтировали три гардероба. Сделали во всех корпусах новые хорошие мужские и женские туалеты, душевые. Звучит банально, а для кого-то и смешно, но такие вещи позволяют человеку чувствовать себя в нормальной цивилизованной атмосфере, а это и для работы совсем не лишнее. На производстве лишних вещей вообще нет, важны все его составляющие.

Трезвый расчёт и решительность

– И какой была следующая составляющая?

– По итогам работы в 2012 году «Барнаултрансмаш» получил убытки в размере 140 миллионов рублей, притом что объемы производства превысили тогда миллиард рублей в денежном выражении. Такой финансовый результат говорил о том, что деятельность предприятия была неэффективной. Мы начали ее перестраивать.

Правильно выстраивая производственные потоки, изымали из них лишнее, часто дублирующее оборудование. Иметь столь большое количество станков на рассчитанном на выпуск 16 тысяч моторов в год предприятии когда-то было делом оправданным, когда их количество уменьшилось в десятки раз, стало катастрофически убыточным. Обвинять предыдущих руководителей «Трансмаша» в близорукости я не могу, потому что демонтировать станки,  вес которых может достигать 75 тонн, дело не простое и возьмется за него не каждый. Я не раз слышал от былых руководителей завода слова о том, что мы всегда хотели сделать то,  что сделали вы, но опасались за это браться.

Мы не побоялись, сделали ставку на трезвый расчет и решительность и выполнили эту задачу без остановки производства, не нарушив выполнения ни одного из заказов по госконтрактам. Были, конечно, напряженные моменты, но без них такие дела никогда не обходятся.

Первой задачей было создание единого участка коленчатого вала, изготовление которого до того осуществлялось в четырех цехах. Более 120 станков на одном потоке и еще 100 на двух других. В результате реконструкции были сокращены 30% площадей на этом участке, что привело к снижению расходов на отопление и освещение производственных помещений. К тому же смогли уменьшить на 30% количество используемого здесь оборудования. Это освободило нас от затрат по его ремонту. Заводоуправление перенесли в основной сборочный корпус, создали модульное управление. Все в одном месте, в шаговой доступности.

В результате всей этой работы за три последних года мы получили 400 миллионов рублей прибыли. Из них в 2015-м более 200 миллионов рублей. Невзирая на общие неблагоприятные обстоятельства,  полученные заказы выполняем четко.

Возможности позволяют

– Какова на сегодня доля оборонных заказов в портфеле вашего предприятия?

– Она составляет 98%. Это моторы для бронетехники, армейских тягачей, заказы Военно-морского флота.

– Даже так?

– Да. В этом году мы значительно увеличили выпуск дизель-генераторных установок для военных кораблей и маломагнитных моторов для минных тральщиков. Опытные образцы их на «Трансмаше» были сделаны давно,  и вот теперь удалось наладить выпуск. Будем по два таких мотора выдавать каждый год.

Завод стоит в программе перевооружений Российской армии, рассчитанной до 2025 года, потому можно надеяться на стабильное поступление оборонных заказов и даже их увеличение. Если возникнет такая необходимость, «Барнаултрансмаш» сможет работать и в две, и в три смены и значительно увеличит выпуск моторов. Возможности позволяют.

– А люди? В 2010-2011 годах на «Барнаултрансмаше» попали под сокращение 600 человек, и сейчас численность работников предприятия составляет…

– 1400 человек. За счет увеличения производительности труда и развития элементов производственной системы мы удержали объемы выпускаемой продукции, а четкая работа по выработанным регламентам позволит при увеличении объемов на 10% обойтись без приема новых рабочих. Возникнет такая необходимость – будем принимать людей и обучать их в компании «Группа «ГАЗ» на дистанционной основе. У нас на предприятии имеется учебный класс, пять компьютеров, есть необходимые методические программы обучения. Кроме того, на заводе хорошо развита система наставничества,  в этом году наш токарь Евгений Петрович Любарский стал лауреатом краевого конкурса «Лучший шеф-наставник».

Простой и надёжный

– Каковы планы предприятия на нынешний год, есть ли в них программа модернизации предприятия, обновления станочного парка?

– В нынешнем, 2016 году мы намерены выработать продукции на 1 миллиард 700 миллионов рублей и удержать прибыль в районе 200 миллионов рублей. В любом случае сработать не хуже, чем в прошлом году, используя для этого все возможности. Если мы будем работать по старинке – на плаву не удержимся. Цены на энергоносители и сырье растут, и, чтобы стабильно работать, нужно все время искать новые решения. Мы это делаем и будем делать.

Если сейчас будем закупать новое оборудование, оно при имеющихся загрузках будет окупаться очень долго. Потому мы не покупаем новые станки, а капитально ремонтируем старые,  по возможности их модернизируя. Это позволяет выполнять оборонные заказы на требуемом уровне.

Конечно,  дизелестроение не стоит на месте, оно развивается, но базовый наш продукт с элементами модернизации будет выпускаться еще лет 25 и будет востребован. Мы сделали собственные разработки, которые позволяют улучшать технические показатели нашего современного на сегодня двигателя в полтора раза. «Желтая пресса» пишет о старых, «некрасивых» моторах, но это говорильня просто, потому что вовсе не обязательно менять конфигурацию двигателя,  чтобы сделать его лучше. Надо заниматься его, может быть, и незаметными внешне усовершенствованиями. Наш мотор работает в условиях повышенного воздушного загрязнения и выполняет свою задачу четко. При абсолютно равных с зарубежными аналогами показателях он более надежен и более прост, а для боевой техники эти качества являются одними из важнейших.

Василий КАРКАВИН (фото)

Справка
Виктор Степанович Силивакин родился в Ярославле в 1963 году. После окончания политехнического института 15 лет отработал в Забайкалье в монтажностроительном управлении «Энергоспецмонтаж». Занимался строительством объектов атомной энергетики. Дошел до должности заместителя генерального директора. Но в 2000 году принял решение вернуться в Ярославль. С 2000 года на Ярославском моторном заводе. Начинал с должности заместителя начальника цеха нестандартного оборудования. Перед переводом в Барнаул работал техническим директором предприятия.

Фоторепортаж