В Барнауле показали лирическую комедию о мужском кризисе и любви к собаке

11:38, 23 мая 2024г, Культура 1075


Фото: Алтайский краевой театр драмы имени В.М.Шукшина
Фото: Алтайский краевой театр драмы имени В.М.Шукшина

Последней премьерой сезона в алтайском краевом театре драмы стала лирическая комедия «Сильвия».

Остаться равнодушным к этому смешному и сентиментальному спектаклю почти невозможно: режиссер и хореограф Николай Реутов (до того поставивший в драме трагедию «Антигона» Жана Ануя) наполнил действие музыкой и пластикой, а художник-постановщик Наталья Дружкова поместила в уютное рет­ро-пространство.

Мерцающая грань

«Манхэттен, наши дни. Звучит романтическая музыка – что-то, вызывающее в памяти Нью-Йорк», – с этих слов начинается пьеса американского драматурга Альберта Герни. Наш спектакль и правда начинается с музыки – и с танца молодых актеров, одетых в строгое черно-белое и шляпы-федоры, что-то в бродвейском духе. Среди них очаровательно крутится миниатюрная блондинка в платьице с кокетливой оранжевой бахромой (Кристина Василенко), но вот толпа мужчин издает неожиданный «гав» – и она съеживается, закрыв голову руками.

Кто купил программку, тот сразу понял, что это все собаки. У участников этого мужского кордебалета нет реплик, зато есть клички: скажем, Михаил Меньших играет пса Бадди, а Максим Пивнев – Кубика. Но сложные взаимоотношения бездомной дворняжки Сильвии с другими собаками сразу отступают на второй план, ведь однажды вечером в парке она встречает Грега (Антон Кирков) и сразу понимает: он – буквально бог! Звучит классическая песня Nature Boy, она бросает ему: «Эй, привет! Потерялся?», а он отвечает: «Можно и так сказать». Он хочет ее погладить, она вжимает голову в плечи. Предлагает ей воды, она смешно вгрызается в пластиковую бутылку. Не забрать ее, такую отчаянную, в свою квартиру на Манхэттене этот потерянный мужчина, конечно, не мог. Вот только дома его ждет жена Кейт – строгая учительница английской словесности (Анна Бекчанова), а ей питомцы не нужны.

Особый странный шарм пьесы Герни состоит в том, что знакомство человека с дворняжкой обставлено в ней как встреча мужчины и женщины. Ну, недаром же у этой собаки человечес­кое имя, а у персонажа Антона Киркова очевидный возрастной кризис, переходящий в семейный. И на этой мерцающей грани между влюбленной девушкой и смышленым животным актриса Кристина Василенко ведет свою удивительную партию: ластится, залезает с ногами на диван, куда ей нельзя, неприлично облаивает уличных котов, с обожанием смотрит на хозяина и ревнует к жене. Но когда Кейт решает отдать собаку в приют для животных, выдает мощный драматический монолог под бит из трека Эминема Lose Yourself.

Очень усталые люди

«Чтобы делать танцевальный спектакль в драматическом театре, нужна большая наглость. Поэтому был найден такой компромисс: пьеса, которая поз­воляет сделать спектакль и пластическим, и драматическим, в котором артистам будет что играть», – объяснял выбор материала Николай Реутов.

Им действительно есть где развернуться, и не только Кристине Василенко. Антон Кирков играет добродушного, но очень усталого человека, который только что отправил младшего ребенка в колледж. Открыв для себя долгие ночные прогулки с собакой, он вдруг решает скинуть тяжкий груз многолетних обязательств, бросает ходить на работу и наряжается в пеструю гавайскую рубашку. У Анны Бекчановой сложная задача: ее героиня буквально мешает мужниному счастью, и сколько бы Кейт ни объясняла, как устала воспитывать детей и их питомцев, зрительские симпатии не на ее стороне. Но все меняет невероятно смешная сцена с подругой (Анастасия Дунаева), в которой женщина, до того цитировавшая Шекспира, хлещет виски из горла и жалуется на «псину» – а на самом деле, на то, что ее мнение опять не учли.

В комических эпизодах выходит Эдуард Тимошенко, его персонажа зовут Том, он хозяин бульдога Боцмана (Сергей Рассахань), с которым тоже гуляет в парке и как никто понимает обуревающие Грега эмоции. У самого Боцмана будет короткая, бессловесная, но щемящая романтическая история с Сильвией. А что касается пластической части спектакля, то знакомые зрители даже решили, что театр специально нанял профессиональных танцоров, и были удивлены, узнав, что все эти номера исполнили драматические артисты.

Важная часть успеха принадлежит художнице Наталье Дружковой, которая нарядила персонажей в духе второй половины прошлого века (хотя они несколько раз пользуются смартфонами). На экране-заднике в летнем мареве расплываются разноцветные небоскребы, а столбы со светофорами и указателями на сцене недвусмысленно отправляют нас на Бродвей. В этом условном прошлом, не имеющем отношения к реальности и ее сложностям, очень хорошо. Как известно, никто не вернется в 2007-й, зато можно вернуться примерно в шестидесятые и провести время с симпатичными людьми, которые бьются из-за сущей ерунды, чтобы в конце восторжествовали любовь и взаимопонимание.

Следующий показ состоится 5 июня.

Фоторепортаж