Проект бюджета Алтайского края обсудили на публичных слушаниях

13:00, 22 ноября 2016г, Общество 1045


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Публичные слушания по проекту краевого бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов состоялись 17 ноября в стенах Парламентского центра.

Предварительное обсуждение законопроекта предусмотрено бюджетным законодательством страны и края и уже стало хорошей традицией. Кроме краевых депутатов на нулевое слушание пришли ключевые чиновники краевой администрации и муниципальных образований, ученые-экономисты, представители ряда общественных объединений.

Сразу скажем, что у участников заседаний не возникло существенных замечаний к проекту главного финансового документа края. Видимо, это связано с тем, что параметры будущего бюджета не сокращаются, а по большинству статей закладываются с ростом к нынешнему году.

Характеристику проекта бюджета финансовый вице-губернатор Владимир Притупов начал с хорошей новости: краевые власти вслед за федеральными вернулись к трехлетнему планированию. Это позволяет с большей уверенностью смотреть вдаль в вопросах капитального строительства и развития инфраструктуры.

Доходы и расходы бюджета на следующий год предусматривается увеличить на 7%, до 72,7 млрд руб. и 77,4 млрд руб. соответственно. Как видно, разница между ними составляет 4,7 млрд – это максимально разрешенный законом размер дефицита (10% от собственных доходов). На увеличение до максимума расходной части бюджета его проектировщики пошли, чтобы, с одной стороны, выполнить взятые социальные обязательства, с другой – чтобы как можно больше привлечь федеральных средств в рамках целевых программ, которые предоставляются на условиях софинансирования. В качестве источников погашения дефицита бюджета обозначены доходы от размещения ценных бумаг, банковские кредиты и другое. Бюджетные ссуды (один из самых дешевых источников) пока не предусмотрены, «но мы над этим работаем с федеральными органами власти», уточнил Владимир Притупов.

Приятно видеть в проекте, что собственные доходы бюджета увеличиваются по сравнению с планом на начало 2016 года на 15% и составят 47,25 млрд руб. Все-таки экономика края оживает и приносит больше налогов, а то, что они будут собраны, у мытарей сомнения нет.

В то же время поступления из федерального бюджета пока запланированы на уровне 93% к 2016 году, но, скорее всего, будут больше. «Это тема, над которой нам предстоит работать в ближайшие несколько недель», – заметил Владимир Притупов.

Расходы краевого бюджета вице-губернатор охарактеризовал как стабильные. Они повторяют структуру 2016 года, увеличиваясь в абсолютных суммах почти по всем статьям, во всяком случае, уменьшений нет, за исключением позиций, где заканчивается срок действия краевых или федеральных программ.

68% расходов в бюджете имеют социальный характер. Причем по большинству статей затраты увеличатся. Так, по словам председателя комитета АКЗС по социальной политике Татьяны Ильюченко, прирост по направлению «Социальная защита» составит 5,5%, «Культура» – 10,6%, «Здравоохранение» – 3,3%, «Физкультура и спорт» – 0,4%, «Образование» – 7,1%, при этом учебные расходы восстанавливаются на уровень 2015 года. «Бюджет 2017 года позволит нам участвовать в федеральных программах, в том числе и по строительству новых школ», – обнадежила депутат.

Наиболее крупное направление поддержки реального сектора экономики – сельское хозяйство. На него пойдет 6,5% бюджета.

В сложных экономических условиях помощь государства алтайским аграриям не будет сокращена, а на текущую программу развития сельского хозяйства края даже увеличена, отметил Сергей Серов, председатель комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС. «Отрадно, что все направления сельхоздеятельности, которых мы в программе добивались, поддержаны финансированием: это касается производства мяса, молока, шерсти, элитного семеноводства, племенного животноводства, поддержки малых форм хозяйствования», – прокомментировал проект бюджета депутат. В целом расходы на АПК увеличатся более чем на 9%.

На поддержку малого и среднего бизнеса выделяется 40 млн, но к этой сумме обещают добавить средства из федерального бюджета. На формирование краевого дорожного фонда потратят 8,8 млрд, из них 500 млн рублей направят муниципалитетам. С учетом федерального дорожного фонда на дороги будет потрачено около 12 млрд. Таким образом,  финансирование отрасли будет на уровне нынешнего года. Не уменьшаются и средства на адресную инвестиционную программу.

По словам Владимира Притупова, бюджет сохранит минимальную долговую нагрузку на 2016 год – в районе 6% к собственным доходам. На 2017 – 2018 годы предусмотрены более существенные объемы платежей по погашению долга. «Но начиная с 2019 года мы будем иметь минимальный процент платежей по долгам в объеме менее 30 млн рублей в год. Расходы на обслуживание долга еще будем уточнять при доработке бюджета ко второму чтению», – сказал вице-губернатор.

Мнение научного сообщества о бюджете высказала доцент кафедры региональной экономики и управления АлтГУ Валентина Стрижкина. Она охарактеризовала проект как умеренно жесткий, что предполагает и более жесткий порядок выделения средств, то есть только на потребности. Валентина Стрижкина предложила выстроить бюджетный процесс так, чтобы увязать выделение средств на программы с конкретными измеримыми результатами их выполнения. Сегодня в большинстве случаев это увязка не обеспечивается, а итоговая оценка эффективности реализации программных мероприятий за предыдущие периоды не оказывает влияния на будущие параметры их финансового обеспечения, считает экономист.

Главы районных администраций, отмечая положительные стороны проекта, говорили и о трудностях, с которыми могут столкнуться в прогнозном периоде. Это сокращение для некоторых территорий субвенции из краевого бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, сокращение нормативов налоговых отчислений. Некоторым местным чиновникам уже в этом году не хватает средств на зарплату, не говоря уже о других текущих проблемах, а имущественные налоги в муниципальные бюджеты поступят только в конце года, так как отодвинулись сроки их сбора.

Отвечая на вопросы участников слушаний, Владимир Притупов отметил, что на сегодня нет ясности по объемам поступлений средств из федерального бюджета и в случае выделения дополнительных ресурсов депутатам предстоит корректировать главный финансовый документ края.

В то же время местным властям надо тщательнее изыскивать собственные резервы. «У нас большое количество муниципалитетов, которые сдают в аренду сельскохозяйственные земли не на конкурсной основе. Потом некоторые арендаторы сдают их в субаренду по повышенным ставкам. А муниципалитет теряет доходы», – обратил внимание вице-губернатор. Попутно он предупредил, что ожидается сокращение налоговых платежей за землю в местные бюджеты примерно на 23%, так как значительно снижена кадастровая стоимость земель поселений. С другой стороны, муниципалитетам придется меньше платить налог за землю под муниципальными объектами.

Фоторепортаж