Производители молока пришли к мнению, что надо снижать себестоимость своей продукции

18:47, 18 февраля 2022г, Экономика 1722


Производители молока пришли к мнению, что надо снижать себестоимость своей продукции Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Участники XIII съезда Национального союза производителей молока («Союзмолоко») пришли к мнению, что надо снижать себестоимость своей продукции, укрупняя животноводческие предприятия и заменяя людей роботами.

Итоги 2021-го

По предварительной оценке Минсельхоза России, в 2021 году объем производства сырого молока составил 32,3 млн тонн. Это на 100 тыс. тонн больше аналогичного показателя 2020 года. 

Средняя продуктивность коров выросла на 150 кг и превысила 6800 кг на одну корову. В 2021 году зафиксирован рост производства сыров, творога, обработанного и сухого молока, мороженого. 

Аналитики рынка отмечают следующие тренды. Во-первых, за прошлый год себестоимость производства молока выросла в среднем на 16% в связи с существенным удорожанием кормов, минеральных удобрений, электроэнергии, топлива и других затрат. В результате молочное производство на сельхозпредприятиях половины регионов страны, включая Алтайский край, замедлилось. 

Председатель правления «Союзмолоко» и глава ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр считает, что падение поголовья коров в прошлом году произошло из-за снижения рентабельности в животноводстве по сравнению с растениеводством. Владельцы ферм стали избавляться от коров. 

«Если бы Минсельхоз выделил субсидию на корма не в конце прошлого года, а в начале, то, возможно, такой ситуации не случилось», – говорит самый крупный в стране производитель молока. 

Но к концу года переработчики в ущерб своей рентабельности увеличили закупочные цены на сырое молоко. В целом по России они выросли на 6–8%, до 31 рубля за килограмм, при этом в Алтайском крае в ноябре молоко стоило 27,4 рубля.

Дюрр Штефан считает, что нынешняя цена на сырое молоко в РФ более-менее нормальная. Ему кажется, что пик роста цен еще не достигнут. И сегодня животноводы в хорошем финансовом положении, а переработчики в худшем. Но по опыту прошлых лет он предполагает, что через пару лет ситуация может поменяться на противоположную.

Закупочные цены молочных продуктов сдерживают торговые сети. И они выросли на полках магазинов за прошлый год по стране в среднем на 9,8%. А в Алтайском крае динамика была в 1,5–2 раза выше (от 11,7% на сыры до 27,7% на сметану). И кто на этом больше заработал – магазины или переработчики – еще предстоит разобраться.

По данным компании PepsiCo (владеет Рубцовским молочным заводом), в стране из-за снижения покупательной способности наблюдалось падение на 2% потребления молочной продукции в натуральном выражении. 

На фоне роста мировых цен на продовольствие и обеднения россиян немного сократились поставки молочной продукции из-за рубежа. 

Однако экспансия дешевых белорусских сыров на российский рынок продолжается. Братской республике удается держать такие цены, поскольку сыр там является побочным продуктом от производства сухой сыворотки, которая по высоким ценам поставляется в Китай. Отечественные производители сыров видят большую опасность со стороны белорусов в плане расширения производства и окупаемости новых проектов. Хотя для российских потребителей относительно дешевый белорусский сыр – это благо. 

Маркировка

В прошлом году на отрасль негативно повлияло введение обязательной маркировки продукции. 

По данным гендиректора «Союзмолока» Артёма Белова, введение обязательной маркировки молочной продукции увеличило себестоимость производства на 3–4% и способствовало повышению потребительских цен. 

В свою очередь руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил, что сейчас в правительстве идет межведомственное согласование субсидий на приобретение оборудования для маркировки. «Будем добиваться положительного решения, – пообещал чиновник, – притом что недавно мы добились льготного кредитования на приобретение оборудования для маркировки. На мой взгляд, это позволяет хотя бы отчасти компенсировать те дополнительные затраты, которые понесли переработчики молока при производстве своей продукции». 

Как развиваться 

По мнению Артёма Белова, этот год обещает быть для молочников не менее сложным. Рост кредитной нагрузки и повышенные темпы инфляции будут снижать доходы и ограничивать спрос населения. В этих условиях молочникам придется как-то снижать затраты и повышать эффективность производства.

Штефан Дюрр видит несколько путей. Во-первых, по примеру свиноводов консолидировать отрасль, так как для крупных капвложений нужны крупные предприятия. Во-вторых, заключать пятилетние контракты на поставку молока между производителями и переработчиками. Третий путь – объединять в один бизнес животноводство и переработку, как это практикует «ЭкоНива». 

Штефан Дюрр считает, что восстановить поголовье на фермах можно, только построив новые современные животноводческие комплексы с хорошими условиями труда для доярок. Он предлагает коллегам заняться снижением себестоимости молока, чтобы конкурировать с европейцами. 

Управляющий акционер компании «Комос» Андрей Шутов сомневается, что можно конкурировать с европейцами за рынки. «Там цена молока 30 евроцентов. А у нас получается бессовестно дорогое молоко, – считает Андрей Шутов. – Можно говорить о росте дизеля и удобрений, но в Европе они еще дороже. Поэтому надо работать над каждым элементом себестоимости и над качеством молока. Да, на больших фермах у нас будет трудиться меньше людей. И это очень правильно, потому что сельское население снижается год от года. И на старые фермы уже никто не хочет идти. И смысла нет, так как можно поехать на вахту и зарабатывать по 100 тыс. рублей. Поэтому надо автоматизировать производство, всюду ставить роботов, повышать компетентность персонала, обучая его». 

Вице-президент компании PepsiCo Марина Балабанова предложила государству для стимулирования спроса начать национальную кампанию по рекламированию молочных продуктов в СМИ. Но замминистра сельского хозяйства Андрей Разин тут же выступил против того, чтобы тратить на это бюджетные средства.

Артём Белов считает, что в ситуации стагнации доходов населения для переработчиков хорошим стимулом для развития может стать экспорт. За 2021 год он превысил 390 млн долларов, что практически на треть выше, чем за 2020 год. Наиболее востребованы за рубежом российские сыры, кисломолочная продукция и мороженое. Начались поставки в Китай сухой сыворотки и молока. 

Однако Сергей Данкверт сомневается, что европейцы пустят производителей молочной продукции на свой рынок, да и на китайский не стоит сильно рассчитывать. Это видно на примере свинины. Как только там отрасль стала оживать, КНР подняла пошлины на мясо, а потом негласно запретила ввоз аминокислот в Россию. Китай резко ужесточает требования к молочной продукции по содержанию пестицидов и антибиотиков. Их перечень составляет несколько тысяч, и по каждому требуется анализ. 

Все на борьбу с фальсификатом

Поэтому глава Россельхознадзора считает, что эффективнее будет развернуть борьбу с фальсификаторами, которые из растительных жиров делают якобы молочную продукцию. Добросовестные участники рынка суммарно на этом теряют миллиарды рублей.

Андрей Шутов также признал, что отрасли так и не удалось победить фальсификат. Больше 100 предприятий в России выпускают поддельное масло, причем половина из них вообще не использует в производстве молоко. В основном это мелкие малоизвестные предприятия, но суммарно они производят тысячи тонн. 

«Мы не победим фальсификат, пока в рамках системы «Меркурий» не начнет работать белково-жировой баланс», – считает руководитель «Комоса».

А Сергей Данкверт пообещал губернаторам, что если они не станут рассматривать вопросы, связанные с фальсификацией продукции, то Россельхознадзор будет обнародовать их. При этом чиновник назвал несколько таких предприятий в Брянской и Московской областях. 

Руководитель Россельхознадзора призвал участников рынка совместно бороться с фальсификаторами, обращаясь в Следственный комитет. 

Сергей Данкверт видит пользу от введения маркировки в том, что можно возбуждать уголовные дела на фальсификаторов. И первыми попадут под статью магазины.

Глава надзорного ведомства призвал региональные власти заключать договоры на поставку молочной продукции в бюджетные организации только с теми, кто находится в системе «Меркурий». По его словам, сегодня только несколько губернаторов это делают. 

Справка

По данным регионального Минсельхоза, за 2021 год в Алтайском крае в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, производство молока сложилось на уровне 620,5 тыс. тонн, что на 4,5% меньше, чем в 2020 году. Число коров в организованном секторе за год сократилось на 4,3% (с 158,2 тыс. до 151,4 тыс. голов). Средний надой на одну корову 20 декабря 2021 года составил 12,8 кг, что на 0,5 кг больше, чем годом ранее.

Фоторепортаж