Пырьев. Гений места

15:00, 27 ноября 2016г, Общество 1971


1
1

17 – 18 ноября в Камне-на-Оби, на родине известного советского кинорежиссера Ивана Пырьева, проходили юбилейные торжества, посвященные 115-й годовщине со дня рождения знаменитого земляка.

На родине помнят

В день рождения Ивана Александровича, 17 ноября, сотрудники каменского районного Дворца культуры предложили зрителям киноконцерт «Сорок лет в кино». Ведущая Оксана Шавшина рассказала, что с 1925 года, собственно, и началась серьезная работа в кино Ивана Пырьева, до этого совмещавшего кино с театром. Он попросился в помощники к режиссеру Юрию Таричу, и с тех пор кинематограф стал его жизнью.

В 1928 году он снимает свой первый фильм – комедию «Посторонняя женщина». Творческая биография Пырьева, порой тесно переплетавшаяся с личной жизнью режиссера и общественного деятеля, была проиллюстрирована в киноконцерте отрывками из известных всем его кинолент «Богатая невеста», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и других.

Песни, звучавшие в них, в этот день со сцены Дворца культуры каменцам дарили городские творческие коллективы. «Три танкиста» из фильма «Трактористы» исполнили самые юные участники концерта – трио детского ансамбля «Курносики». Народными композициями украсили программу коллективы ДК железнодорожников – вокальный ансамбль «Россияночка» и фольклорный ансамбль под руководством Натальи Ильиных, народный хор «Горячие сердца». Танцевальными россыпями дополнили праздник воспитанники хореографического ансамбля «Ровесник».

Каменцы не забывают своего земляка. И хотя дом, где родился и жил в детстве Иван Пырьев, сохранить не удалось, в Камне много памятных знаков в его честь. В 2001 году, когда на столетие режиссера в Камень приезжала последняя жена Ивана Александровича Лионелла Пырьева (Скирда) с супругом Олегом Стриженовым, на здании кинотеатра «Звезда» была установлена мемориальная доска. В самом кинотеатре с 90-х годов о том, что Камень – родина одного из столпов советского кино, напоминал установленный в холле бюст Пырьева. Позже, в 2006 году, на набережной Оби бюст Ивана Пырьева возглавил аллею славных выдающихся людей, рожденных на Алтае. По соседству с ним сегодня конструктор космических кораблей Юрий Кондратюк, актер и режиссер Василий Шукшин, Герой Социалистического Труда Евгений Парфенов.

Сбежал от деда

Юбилейные торжества продолжились 18 ноября. В этот день в стенах Каменской межпоселенческой библиотеки им. Борисова состоялась презентация книги Елены Огневой «Иван Пырьев».

– Камню-на-Оби несказанно повезло – у него есть свой так называемый гений места, – порадовалась вместе с участниками презентации начальник краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова. – Иногда провинциальные города и села, незаметные на карте большой страны, ассоциируются у нас (и тем запоминаются) с именами известных людей. Ясная Поляна – Лев Толстой, Константиново – Сергей Есенин, Камень – Иван Пырьев. Героев всех семи книг, изданных в рамках проекта «Алтай. Судьба. Эпоха», единит несколько черт: все они выходцы из провинции, ни у кого из них не было колоссальной стартовой базы, связей, влиятельных родителей, денег. Но во всех был заложен огромный потенциал. Иван Александрович с раннего детства вынужден был зарабатывать, и не от хорошей жизни он ушел из Камня. Но в нем был стержень.

В 14 лет Иван Пырьев сбежал от своего деда-старообрядца, которому был передан матерью на воспитание, что называется, в народ. Зарабатывал продажей газет и папирос. А когда началась Первая мировая война, твердо решил ехать на фронт. Но по малому возрасту его не брали. Тогда он пошел на хитрость – раздал все предназначавшиеся к продаже папиросы солдатам в эшелоне, уговорил их взять его с собой. И к своему совершеннолетию он уже был кавалером двух Георгиевских крестов за смелость и отвагу, получил два ранения. Домой вернуться ему не довелось. Остался служить в Красной армии. На Урале начал учиться в театральной студии, где познакомился с Григорием Александровым. В 1921 году друзья отправились покорять Москву.

Фигура умолчания

– Пырьев прошел через несколько революций в кино: от немого кинематографа – к звуковому, от черно-белого – к цветному, от односерийного малоформатного – к многосерийному, – отметил в своем выступлении перед каменцами на презентации книги директор ГМИЛИКА Игорь Коротков. – И всегда Пырьев был в авангарде. Он первым снял цветной фильм, одним из первых снял звуковой фильм, был одним из первых создателей киностудии. Однако, несмотря на свой масштаб и уникальность, это такая «фигура умолчания». Либо приятие, либо неприятие. Бездоказательное. Пять лет назад, когда мы работали над первой книгой «Пырьев. Правда творчества», наша задача была развенчать все мифы, которые витали вокруг него. Нашу работу осложняло то, что уже не осталось его родных, которые бы помнили его. Очень мало осталось его коллег. Однако нам с Еленой Огневой удалось тогда со многими поговорить, встретиться, в том числе и с Владимиром Зельдиным, с операторами его фильмов, актерами. Когда мы говорили, что мы с родины Пырьева, и просили о помощи, нам никто не отказывал. Им до сих пор восхищаются не только на «Мосфильме», но и во всем российском киномире. Развенчали мы миф о его привилегированном положении. Вопреки всеобщему мнению он отнюдь не был любимчиком властей и со Сталиным не был в близком знакомстве. Пырьев даже не был членом партии, что в те времена было само по себе вызовом. Иван Александрович считал, что его должны уважать за творчество, а не за близость к властям. Все его награды, в том числе шесть Сталинских премий, были честно заслужены.

Миру – от российской глубинки

– В истории советского кино Пырьев первый замахнулся на Достоевского, – отметил Игорь Коротков. – Его удачный опыт не повторялся 50 лет, пока еще один наш земляк (уроженец Славгорода) Владимир Хотиненко не дерзнул взяться за эту тему. Можно сказать, что алтайские режиссеры внесли весомый вклад в достоевсковедение.

Каменцы провели среди молодежи в рамках Года кино и празднования юбилея Ивана Пырьева творческий конкурс видеороликов на тему «От книги к фильму и обратно: «Достоевский – Пырьев – Я». 

Увенчала презентацию хорошая новость: в Камне на базе кинотеатра «Звезда» при поддержке края по федеральной программе будет создан муниципальный киноцентр имени Ивана Пырьева с современным 3D-кинозалом, музейным павильоном.

В начале этого года в интервью нашей газете для очерка «От наследия Пырьева – к музею сибирского кино» директор ГМИЛИКА Игорь Коротков говорил об идее создания в Камне-на-Оби музея кинематографии Сибири имени Пырьева. В дни празднования юбилея Ивана Александровича этот разговор получил подтверждение.

– От идеи мы не отказались, – сказал Игорь Алексеевич. – Пока будет киноцентр – это уже большой и реальный шаг. Возможно, нам всем вместе удастся развернуть его в будущем до масштабов музея кинематографии.

Знакомо с детства

– Я помню домик на пересечении улиц Ленина и Республики, в котором прошло детство Пырьева, – вспоминает жительница Камня Наталья Кряжева. – На нем была мемориальная доска, но там жили люди. Жаль, что не сохранили. Помню, отец смотрел фильмы Пырьева, смеялся от души – я присаживалась рядом и смотрела. Папа любил Олейникова, Крючкова, игравших в пырьевских лентах. Маме очень нравились колоритные женщины в «Кубанских казаках». Она все напевала их песню об урожае. И мне с самого детства запомнилось ощущение от этих фильмов – что-то такое хорошее шло от них. Я после просмотра пырьевских комедий у отца спрашивала: «Пап, а правда раньше люди так весело жили? Ведь беднота, голод…» А он отвечал, что правда – люди были добрее, веселее, дружили, помогали друг другу и верили в хорошее будущее.

– Мы выросли на других фильмах, более современных, – признаются представительницы молодого поколения Олеся Волынкина и Люба Стрельцова. – Конечно, смотрели старые фильмы, тех же «Кубанских казаков», но даже не знали, что их снял наш земляк. Имя Ивана Пырьева нам больше знакомо по многочисленным памятникам, установленным ему в городе: бюст на набережной, мемориальная доска на кинотеатре. Родители рассказывали, что раньше перед киносеансами демонстрировали мини-киножурналы о жизни людей, о производстве, о достижениях. Было бы замечательно возродить эту традицию.

Фоторепортаж