«Руководить – значит предвидеть!»

15:00, 18 июня 2016г, Общество 2653


1
1

Это выражение директор барнаульского завода «Трансмаш» Александр Колосов использовал,  отчитывая подчиненных за промахи и упущения в работе. О самом же Колосове говорили, что он всегда знает, что делать и как сделать. 23 июня нынешнего года Александру Зиновьевичу Колосову исполнилось бы 100 лет.

Заводской цех для этого человека был по-настоящему вторым домом. Рабочим Александр стал в 15 лет, начав свой трудовой путь обрубщиком в чугунолитейном цехе Сталинградского тракторного завода. Тяжесть этой работы он запомнил на всю жизнь и спустя много лет, будучи директором завода в Барнауле, особо заботился о рабочих с тяжелыми и вредными условиями труда. По его инициативе в заводской коллективный договор внесли пункт о льготной очереди на жильё для обрубщиков литья. Рабочие целого ряда профессий обеспечивались бесплатным питанием.

Слово – в дело

А между этими событиями была война. В сентябре 1942 года немецкие войска подошли вплотную к цехам тракторного завода и многие его рабочие,  отложив в сторону инструмент,  взяли в руки винтовку. Другие продолжали делать танки. Когда немецкие снаряды уже рвались у стен завода, не имеющий специального образования командир рабочей дружины, созданной для охраны и обороны «Тракторного», Александр Колосов нашёл решение, как удвоить выпуск литых башен для танков, над которым безуспешно бились заводские специалисты.

Потом была эвакуация. Сибирь, Алтайский край, Барнаул.

Сам Александр Зиновьевич об этом вспоминал так: «В Барнаул прибыл в ноябре 1942 года. Позднее приехала жена с грудным ребенком. Поселились в полуземлянке на Сибирском проспекте. Постоянно находился на заводе, который был переведен на казарменное положение: пересмена происходила один раз в полмесяца. Все годы войны был мастером модельного участка завода № 77 (после войны – Барнаульский завод транспортного машиностроения)».

Итогом титанического труда «трансмашевцев» в годы Великой Отечественной войны стали десять тысяч танковых двигателей, установленных на каждом пятом танке Т-34. Свой вклад в этот трудовой подвиг внес и мастер завода № 77 Александр Колосов.

После победы многие эвакуированные к нам харьковчане и сталинградцы уехали домой, а Александр Колосов остался в Барнауле. Работал по-прежнему на «Трансмаше». Старший мастер, заместитель, а затем начальник цеха, заместитель главного инженера – начальник производства. Поступил учиться в Алтайский политехнический институт по специальности «Инженер-механик».

Быть студентом, когда тебе за сорок, совсем не просто, и тем не менее в ответ на с трудом расслышанный в грохоте литейки вопрос: «Ну как учеба?» – Колосов неизменно показывал растопыренную ладонь – пять пальцев.

Институт он окончил в 1960-м, незадолго до этого получив назначение на пост директора «Трансмаша».

Профессор АлтГТУ Владимир Гончаров был хорошо знаком с директором «Трансмаша» Александром Колосовым. Вместе с Александром Зиновьевичем они учились в АлтГТУ (тогда это был Алтайский институт сельхозмашиностроения) и стали его первыми выпускниками. В один день защитили дипломы: Александр Зиновьевич – как литейщик, Владимир Дмитриевич – как технолог.

– Я считаю Александра Зиновьевича уникальной личностью, – говорил Владимир Дмитриевич. – Человек сумел от рядового работника дойти до директора. Живой, импульсивный, в нем с первых минут общения чувствовался лидер. Интересный и очень эрудированный собеседник.

Это была большая фигура. Он не любил себя выпячивать, но если где-то выступал, его всегда слушали с большим вниманием. К мнению Колосова прислушивались руководители и города, и края.

А еще большинству «трансмашевцев» Колосов запомнился как руководитель, воплощавший слова в дела. Александр Зиновьевич особое внимание уделял дальнейшему развитию предприятия, созданию и освоению новой техники, внедрению передовых технологий.

История «двадцатки»

Решительный и твердый характер Колосова особенно ярко проявился в истории с созданием двигателя боевой машины пехоты (БМП), заслужившего высочайшую оценку военных специалистов сильнейших армий мира, легендарной «двадцатки». Когда в конце 50-х годов прошлого века Министерство оборонной промышленности поставило задачу создать новую БМП, к разработке мотора для нее в большей степени были готовы конструкторы «Трансмаша», но, несмотря на это, заказ этот был отдан конструкторскому бюро Харьковского завода. Мало того, член Политбюро ЦК Дмитрий Устинов запретил всем предприятиям, кроме Харьковского завода, заниматься «двадцаткой», чтобы не распылять силы.

Обескураженный и огорченный таким решением главный конструктор «Трансмаша» Борис Егоров заявил Колосову:

– Черт возьми, я все-таки сделаю этот мотор!

– Как ты его сделаешь? – усомнился в словах Бориса Григорьевича директор. – Нужны деньги, нужны люди, нужны площади, а у нас план – вещь жесткая.

Однако,  познакомившись с расчетами конструктора, решительно сказал:

– Давай рискнем, ты – своей репутацией, я – своей должностью…

Позже Колосов рассказывал журналисту и писателю Марку Юдалевичу, что харьковчанам для создания этого дизеля кроме предоставления больших средств прикомандировали пятерых ученых-консультантов.

– Им дали пять консультантов, а мне – пять выговоров, – говорил Марку Иосифовичу Александр Зиновьевич. – И дизель этот мы делали по существу «на прялках».

В итоге в 1965 году на испытаниях на военном полигоне алтайский двигатель для БМП оказался лучшим в стране и был запущен в серию. За создание УТД-20 конструктор Егоров был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Государственной премии, Александр Колосов был награжден орденом Ленина, а модернизированная «двадцатка» по сей день верно служит Российской армии.

«А ну, братва!»

Александр Зиновьевич действительно знал,  что надо делать и как это сделать, и проявлял себя в самых разных ипостасях.

Именно Колосов был инициатором сноса 137 заводских бараков военного времени и строительства в городе многоквартирных пятиэтажных домов. При нем был построен спортивный комплекс со стадионом, начато строительство плавательного бассейна.

Это ему заводчане и все горожане обязаны появлением больницы, которую в Барнауле до сих пор называют трансмашевской, – восьмой городской. Здание, изначально предназначавшееся под заводское общежитие, он на свой страх и риск отдал под медицинское учреждение.

Бывший директор совхоза «Санниковский» Вилли Соколенко вспоминал, что в 60-е годы, когда собранная ими в гурты картошка вот-вот должна была начать «гореть», а перебирать ее было некому, он обратился за помощью к Колосову: «Александр Зиновьевич, или давай людей, или сделай ток!»

«Так в неделю был заводом сделан картофельный ток. Вот пример решения производственных вопросов в то время!» – восхищался и спустя годы Вилли Александрович.

«А ну, братва! – обращался Колосов к ребятам в подшефном детском доме в первый день нового года. – Споем!» И запевал первым, первым вставал в хоровод, будучи до предела загружен работой, находил время, чтобы лично провести для девчонок и мальчишек экскурсию по заводу, не жалел денег для подшефных барнаульских школ, не забывая по-хозяйски прибавить: «В расходах отчитаетесь!».

До последних дней жизни

Пятнадцать лет Колосов руководил «Трансмашем» (1960 – 1975 годы).

В 1970 году за высокие производственные показатели заводу присвоено имя В.И. Ленина (в те годы это значило многое!). В 1971 году «Трансмаш» награждают орденом Трудового Красного Знамени. Александра Зиновьевича избирают депутатом Верховного Совета СССР 8-го созыва (в Верховном Совете он работал заместителем председателя планово-бюджетной комиссии). За большой вклад в развитие производства Колосов был отмечен орденами Ленина и «Знак Почета», семью медалями.

– В его характере неистребимо присутствовало желание везде и во всём быть первым, – вспоминает ветеран «Трансмаша» Владимир Классен. – Старшим мастером – так лучшим в цехе, начальником цеха – так передовым на заводе, директором – так завода – победителя отраслевого соревнования.

Пользуясь своим огромным авторитетом в городе и крае, являясь депутатом Верховного Совета СССР, он неоднократно выручал из непростых ситуаций не только «трансмашевцев», но и всех горожан. После нашумевшей истории с крупным функционером из крайкома КПСС, произошедшей в 70-е годы, «полетели многие головы», в том числе пострадали и невиновные. Среди них – зять нашего директора,  порядочный человек. Александр Зиновьевич прекрасно понимал, чем грозит ему заступничество, но не смалодушничал. В результате потерял депутатский мандат и пост директора.

Став в 59 лет специалистом проектного института, он не потерял связь с заводом. Александр Зиновьевич живо интересовался положением дел на «Трансмаше», часто встречался со специалистами и рабочими. Он находил способы помочь многим «трансмашевцам», привлекая к этому делу даже собственных дочерей. По сути, Колосов оставался на директорском посту до последних дней своей жизни.

Александр Зиновьевич Колосов ушел из жизни в 2005 году. В октябре 2010-го, накануне Дня машиностроителя, состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме в Барнауле, где он жил. Барельеф был отлит в литейном цехе «Трансмаша». Его автор – известный скульптор Михаил Кульгачёв.

Фоторепортаж