Сэ манифик!

13:43, 21 августа 2014г, Общество 3180


Сэ манифик! Фото №1

Французская автомобильная экспедиция «Шелковый путь» проследовала через Барнаул.

Уроки французского

– Силь ву пле… – говорит мне Франсис, мы усаживаемся в старый «Ситроен». «Кондицьонер!» – весело говорит Франсис, поворачивая винт на лобовом стекле, отчего оно поднимается и начинает впускать воздух с улицы. Франсис с трудом вертит рулевое колесо – в 1939 году, когда этот «Ситроен» сделали, о гидроусилителях никто не знал. Мы едем по Ленинскому проспекту. Нам надо повернуть влево, но как ему про это сказать? Тут на помощь приходит отечественный кинематограф: в фильме «Нормандия – Неман» про героическую французскую эскадрилью, воевавшую в составе советских войск, летчик-француз кричит своему русскому напарнику, которому в хвост зашел немец: «Вира гош! Вира гош!», что, насколько я помню, означает «поворот влево».

– Вира гош! – говорю я Франсису. Он и впрямь поворачивает влево, мы катим по улицам Барнаула, народ машет нам руками, фотографирует, Франсис в ответ жмет на клаксон. Сигнал у него что надо – «Ситроен» в отличной форме!

– Сэ манифик! – это я вспомнил, как по-французски будет «великолепно».

– Манифик! – подтверждает Франсис.

«Машина моего детства»

На спинке кресла у Франсиса написано по-английски: «Но риск, но фан» – «нет риска – нет веселья». На сиденье: «Но лимит» («без ограничений»). Не то чтобы он такой безбашенный, но в конце концов именно его «Ситроен» развивает максимальную скорость 105 километров в час и задает тон всему пробегу. Крылья его машины разрисованы именами, как скалы в Горном Алтае. Оказывается, в каждой стране Франсис предлагает детишкам написать имена. Китайские иероглифы соседствуют с кириллицей. На машине еще много места – ну так впереди еще вся Азия и Европа…

Франсис и его друзья – участники ретроралли «Шелковый путь», следующего из Китая во Францию. Выехав из Пекина 25 июля, они проделали за 20 дней больше 2,5 тысячи километров и 17 августа достигли Барнаула. Дальше – Казахстан, Узбекистан, Киргизия, снова Узбекистан, Туркмения, Иран, Турция, потом переправа на пароме через Босфор – и Албания, Греция, Босния, Италия и, наконец, Франция! Итого – 17 500 километров. Финишировать отважные автомобилисты должны 28 сентября в Гренобле.

В колонне четыре автомобиля – два «Ленд-Круизера» 1982 года и два «Ситроена-Траксион», один 1938-го, другой 1939 года выпуска.

– Когда я был маленьким, я всегда видел в кино гангстеров, которые быстро гоняли именно на таких машинах. И я сказал, что, когда вырасту, у меня будет такая машина. Вот и вся история… – рассказывает о своем «Ситроене» Франсис.

На таких «Ситроенах», кстати, гоняли не только киношные гангстеры – во время Второй мировой юркие и скоростные «Ситроены» использовали для своих налетов партизаны-маки. Так что это настоящая легенда на четырех колесах.

– Любовь к этой машине у меня с детства, – говорит хозяин второго «Ситроена» Пьер. – Когда я был маленьким, во Франции ездили на таких «Ситроенах». И в тот день, когда я стал сам водить машину, в 1972 году, я купил машину моего детства.

В какой-то мере их маршрут повторяет путь, по которому в 1931 году двигались машины Анри Ситроена.

– Наша экспедиция – в память о том путешествии. Правда, в той участвовали только «Ситроены»… – говорит Жорж.

– Но мы подумали, что если не будет «Тойот», то вряд ли «Ситроены» доедут до финиша… – добавляет Ален. Он и Жорж едут на «Ленд-Круизерах».

– Мы тоже влюблены в ретроавтомобили, в коллекционные автомобили. Поэтому «Тойоты». Они очень надежны – нет электроники. Для нас эти машины как любимые игрушки… – поясняет Жорж.

При чём тут сенбернары?

«Ситроены» модернизированы по минимуму – кое-что в электрооборудовании да современные кресла. На мой вопрос, есть ли у них хотя бы GPS-навигатор, а если нет, то как они ориентируются, французы кричат:

– Елена!

Елена Курохтина, преподаватель АлтГУ и высококвалифицированный гид-переводчик, которой отдельное спасибо от «Алтайской правды» за организацию встречи с французами, встретила их в Ташанте, проделала в головной машине путь до Барнаула, а завтра ей ехать с ними до границы с Казахстаном. Французы восхищаются Еленой, а Елена – французами.

– Жорж фактически собрал обе «Тойоты» своими руками, – говорит Елена. – «Ситроены» не полноприводные, и не каждый рискнет на такой машине ехать по Монголии. При всех трудностях французы постоянно шутят, особенно Жорж, который подбадривает товарищей…

В 1931 году «Ситроены» для преодоления бездорожья имели сзади не колеса, а гусеницы. Эти гусеницы не помешали бы и сейчас, особенно в Монголии…

– Монголия более чем огромная. А людей мало. Животные повсюду. Мало асфальта. (Тут все французы смеются. Видимо, «мало» – это еще громко сказано.) И много камней на дороге. И большие реки. Именно в Монголии я повредил колесо моего «Ситроена»… – рассказывает Франсис.

Колесо ему чудом добыли в Кош-Агаче. На наш вопрос, много ли французы захватили с собой запчастей, Жорж отвечает что-то про сенбернаров, у которых с собой всегда все самое необходимое. Я не очень понимаю, при чем тут сенбернары, но уже позже Елена Курохтина пояснила, что сенбернарами в экспедиции называют «Ленд-Круизеры», на которые и приходится основной груз как запчастей, так и прочих необходимых вещей.

По Америке – сверху вниз

Французы едут семейными парами – Франсис с женой Эдит, а Пьер – с женой Мартиной. Еще две пары супругов – Жорж и Эвелина и Ален и Катрин – на «Круизерах». На вопрос, дают ли мужчины порулить женщинам, французы отвечают:

– Разрешаем, но они не хотят…

Франсис – садовник, Жорж – владелец автомастерской, Пьер и Ален – пенсионеры. Кому-то из них 65 лет, но я так и не смог запомнить кому – все бодрые, живые, энергичные, полные планов – например, после этого путешествия они хотят проехать Америку сверху вниз, от Аляски до Огненной Земли.

Франсис и Пьер – люди бывалые, их машины украшены наклейками тех мест, где они уже побывали: Аргентина, Южная Африка, европейские страны.

– Эти наклейки – наши мистические символы, что-то вроде амулетов, – говорит Жорж. – Дорога чувствует, что мы бывалые люди. И пропускает нас без больших проблем…

Памятуя, что французы считаются гурманами, спрашиваю, везут ли они с собой еду или отваживаются пробовать местную.

– Мы пробуем все. Но иногда нам бывает плохо… – смеется Франсис.

– У нас большая аптечка… – добавляет Эвелина.

А вино? Оказывается, на время похода – сухой закон.

– Грустно, – пожимает плечами Франсис. – Но, может, сегодня вечером…

Вся экспедиция встречает это предложение радостным гулом.

Барнаул стал первым местом, где смогли отдохнуть не только люди, но и машины. В автоцентре «Мицубиси» железных коней осмотрели, подремонтировали, поменяли масло. Теперь можно быть спокойными за часть пути, пролегающую по Казахстану и Узбекистану. Обрадованные и ободренные, французы прошли по городу – по Ленинскому проспекту. Зашли в Никольский храм, посмотрели на картины художников возле гостиницы «Центральная». Вечером побывали в кафе «Карт-Бланш», где позволили себе пиво. Утром 18 августа экипажи снова двинулись в путь – по Рубцовской трассе на Казахстан…

Новости партнеров
Фоторепортаж