Сказы демидовские: между былью и сказкой

10:00, 06 декабря 2015г, Культура 3665


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Собирай Павел Бажов в свое время сказы и легенды не на Урале, а на Алтае, возможно, написал бы он гораздо больше книг. В Змеиногорске за него это сделали дети и взрослые, объединив богатый этнографический материал в красочном издании «Палитра горных сказов».

Змеи? К золоту!

Приехав сюда за очередной легендой, мы узнали, что несколько лет назад местные энтузиасты, поэты, писатели, сотрудники библиотеки, педагоги и воспитанники Змеиногорской детской художественной школы собрали, записали и нарисовали то, что услышали от местных старожилов во время походов, экскурсий, пленэров. Легенд и сказаний набралось на масштабный творческий проект. Так родилась книга «Палитра горных сказов», которую доктор искусствоведения Тамара Степанская назвала оберегом российской духовности.

С помощью ее создателей мы попытались классифицировать местные легенды. Часть их касается истории появления скал и озер. Преподаватель ДХШ Марина Громакина передала рассказ своей бабушки о возникновении Мертвого озера и скалы Три Брата. Отправились как-то братья на охоту, заплутали в лесу и тут заметили вдали огонек. Вышли на него и увидели старика, сидящего у огромного решета с золотом, которое парни и приняли за костер. Дед оказался Хозяином леса. Над людьми он смеялся так, что ели вековые сотрясались. Не любил старик живого огня – любил золото. Вот и заставил братьев вечно охранять свои сокровища. Сели юноши вокруг них, обнялись, чтобы согреться, да так и замерзли. А решето со временем Мертвым озером стало.

Персонаж Хозяина леса, горы или озера так же распространен в змеиногорских и колыванских сказаниях, как Хозяйка Медной горы на Урале. Фигурант другого блока легенд – Большой Змей или Полоз. Предоставляя человеку возможность нравственного выбора, он испытывает златом-серебром его верность любимым людям, а в зависимости от результатов либо помогает, указывая дорогу к драгоценным россыпям, либо наказывает за жадность и гордыню. В основе этих легенд вполне реальные факты. Когда-то на Змеиной горе, у подножия которой уютно расположился Змеиногорск, пресмыкающихся было видимо-невидимо. Старожилы рассказывают, что, когда в начале строительства Алтайского оптико-лазерного центра начали взрывать горную породу, змеи просто падали с горы вниз, на город. В книге Михаила Розена «Колывань и гора Змеиная» приведены размышления ученого, горного инженера Ивана Шлаттера, опубликованные в 1760 году. С одной стороны, он подтверждает, что скопление змей – признак, указывающий на богатые рудные залежи, с другой – никак не объясняет этот факт. «Указания при Колывано-Воскресенских заводах ясно доказывают, что сего вовсе опровергнуть не надлежит, ибо множество змей, находящихся там, на горе, золотыми и серебряными рудами изобилующей, от которой и она, гора, Змеиной названа, есть явное свидетельство, что такие гады больше водятся в тех местах, где золотые и серебряные руды находятся», – пишет Иван Андреевич.

Атланты держат небо?

В одном из множества преданий о подземном царстве говорится о струге с золотом, который якобы плавает в подземном озере внутри полой горы. Назвать это чистым вымыслом не получается из-за одного странного документа 80-х годов XVIII века. Это донесение инженера Змеиногорского рудника Козьмы Фролова управляющему Барнаульским горным округом об аварии на шахте рудника. Один из попавших под завал рабочих, выбравшись на поверхность, рассказал, что провалился в подземный водоем, посреди которого плавал груженный золотом струг. Увидев на носу человека, якобы самого Ермака, напуганный рабочий бросился наутек и по каменной расщелине вышел наверх. Мистическая история быстро облетела заводской поселок, но попытки найти «золотую» лодку и подземное озеро внутри горы Змеиной оказались тщетными.

Сюжеты об «атлантах – колдунах лика черного, глаза белого», «чуди белоглазой» помимо Змеиногорска можно услышать на Русском Севере, в Азии, на Урале, в Европе. В змеиногорской этнографической версии это народ, населявший территорию Сибири и вдруг «ушедший в землю». Слово «чудь» означает, что не был он похож ни на кочевые племена, ни на русских поселенцев, а «белоглазая» может трактоваться как «иное зрение», то есть существа, принадлежащие к иному, отличному от нас миру. По преданию, умельцы чудские ставили на высоких холмах огромных идолов из серебристого металла и умели строить повозки,  передвигающиеся в воде, по небу и под землей. В книге «Загадки древнейшей истории» Александра Горбовского есть миф о гроте подземном в граде Калевановом (видимо, имеется в виду нынешний Таллин). Если войти в него и сделать несколько шагов, можно оказаться в Колывани на Урале или в Колывани на Алтае. Современный здравомыслящий человек вряд ли поверит в такое. Но в гитлеровской Германии и впрямь было спецподразделение, искавшее в Таллине подземные пути сообщения с другими материками. И чем можно объяснить более чем необычные находки? Некоторые предметы из древних захоронений, найденных археологами в Змеиногорске, сделаны из сплавов, содержащих алюминий. Но известно ведь, что этот металл открыт лишь в 19 веке, а его извлечение из руды – один из самых сложных процессов в металлургии! Что это? Мостик из Змеиногорска с его «чудью белоглазой» к мифическим атлантам древней могучей цивилизации? Ответа нет.

Хозяйка и Хозяин

Историки ставят легенды и мифы в один ряд со сказками. Один из создателей книги легенд Змеиногорского района – директор художественной школы Маргарита Капранова и сама не раз испытывала это странное чувство, когда и поверить нельзя, и не верить невозможно.

– Не появится легенда ни с того ни с сего, на пустом месте, – уверена Маргарита Николаевна. – Есть память народная о каком-то событии. Но чем больше времени проходит, тем больше оно обрастает мифологическими подробностями. И даже если нет документального подтверждения факта, легенды, сказания, это солидный культурный слой. Если бы Россия искала во всем абсолютную правду, то не было бы у нее Бажова, Ершова, Пушкина, а культура обеднела бы.

Перекликаются между собой сказы бажовские и демидовские,  уральская Хозяйка Медной горы и алтайский Хозяин леса, персонажи мифологические, отнюдь не исторические. Но кто знает, как будет трактоваться в будущем еще одна история Змеиногорска, последняя на сегодня. Она – из советских времен. Когда в 1976 году в Змеиногорске начали строить новый Дом культуры, Марина Громакина была еще маленькой. Строительство советская власть затеяла на месте церковного погоста. Ребенок, конечно, не понимал смысла происходящего, но детское сознание сохранило страшную картину: экскаватор ковшом буквально выгребал человеческие кости, а несколько мужиков снимали колокола с колокольни. В первый же год после этого все они, молодые и здоровые, погибли или умерли. Но и это еще не все. Якобы сторожа здания районного суда, построенного из кирпичей старой церкви, слышат по ночам звуки настолько странные, что им приходится читать молитвы... Возможно, и эта история лет через сто превратится в легенду, которая, как и миф о Голубой даме, будет будоражить воображение жителей нового века.

Фоторепортаж