Словно шкатулка с жемчужинами. В Барнауле работает выставка «Неизвестный Борунов»

18:13, 10 марта 2023г, Культура 1275


Словно шкатулка с жемчужинами. В Барнауле работает выставка «Неизвестный Борунов» Фото №1
Словно шкатулка с жемчужинами. В Барнауле работает выставка «Неизвестный Борунов» Фото №2
Словно шкатулка с жемчужинами. В Барнауле работает выставка «Неизвестный Борунов» Фото №3
Словно шкатулка с жемчужинами. В Барнауле работает выставка «Неизвестный Борунов» Миниатюра №4
Словно шкатулка с жемчужинами. В Барнауле работает выставка «Неизвестный Борунов» Миниатюра №4
Словно шкатулка с жемчужинами. В Барнауле работает выставка «Неизвестный Борунов» Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

Выставка «Неизвестный Борунов» в краевом Художественном музее представляет собой исключительного художника России и одного из корифеев алтайской живописи ХХ века, каким он не был таким, за исключением очень близких.

До сих пор пора проявления экспозиции Геннадия Фёдоровича Борунова (1928–2008) показывали его как мастера крупноформатной сюжетно-тематической картины, воспевавшего Степной Алтай и простой труженика родной земли. Но к 95-летию со дня его рождения здесь решили, что не выставят ни одного знака работы – ни портрета Леонида Забожанского, ни бригады Луночкина, ни династии механизаторов. Вместо этого суровых мужчин с загорелыми, обветренными лицами в зараженных ГХМАК сейчас цветочные натюрморты, утонченные женские портреты и волшебные ленинградские этюды, которые просятся на открытки.

«Это точно Борунов?»

Отвечавшая за выставку сотрудница музея Виктория Борунова призналась корреспондентам «АП», что от давно сложившейся экспозиционной линии даже она, родная внучка мастера, немного устала. И когда год назад стало понятно, что именно для будущей выставки была выбрана юбилейная экспозиция, сразу было установлено: необходимо выбрать работу не из фондов ГХМАК, а исключительно из семейного собрания, да таких, чтобы у пришедших на выбывших появился вопрос: «А это точно Борунов ?»

– Пусть это будут портреты дам, например актрисы Вороновой, которая с 1961 по 1980 год Работала в нашем краевом театре драмы. Или «Портрет девушки в чёрном» – мы и сами не знаем, кто она, – говорит Виктория. – Мне кажется, выставка получилась как шкатулка с маленькими жемчужинами. Их не так уж и много – работ, созданных в отрыве от основной тематической линии Геннадия Фёдоровича.

Если считать вместе живопись и графику, творческое наследие художника составляет около полутора тысяч произведений. Из этого огромного объема сноха мастера Елена Эриховна и внучка Виктория отбирали работы для выставки пристрастно, только если они раскрывали Борунова по-новому. «Думаю, он и сам не подозревал, что когда-нибудь в 2023-м эти произведения оденут в новые рамы, привезут в музейные залы, где они зазвучат иначе», – улыбается Виктория.

Так в экспозицию попали цветочные натюрморты, создававшиеся с подачи супруги мастера Лентины Александровны, для своих – Лели. «Бабушка просто ставила перед ним готовый букет из своих цветов и говорила: «Все, Геннадий, пиши!» – рассказывает Виктория. По инициативе Лентины Александровны был создан и лиричный пейзаж «День рождения внучки» – Виктория с сожалением говорит, что дедушка не написал ни одного ее портрета, поэтому рада, что хотя бы сам этот день сохранился в красках. Вместе с этюдами любимого отчего дома в селе Павловск, портретами жены и сына Александра эта работа вошла в раздел «Родное и любимое».

Воплотил мечту родителей

А открывает экспозицию раздел «На брегах Невы». Дело в том, что родившийся в алтайском селе художник получил лучшее образование, которое только было возможно: в 1949 году окончил Московское театральное художественно-техническое училище, переехал в Ленинград и отучился два года в художественном училище им. Крамского. А в 1953-м поступил в Академию художеств им. Репина, мастерскую народного художника СССР Бориса Иогансона, которую окончил в 1959 году.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Именно к длительному периоду ученичества относятся стильно оформленные маленькие ленинградские этюды на картоне, совершенно нетипичный для Борунова «Автопортрет с кистью» 1947 года, образы натурщиков и поставленный на афишу выставки небольшой автопортрет 1950 года на темном фоне, на котором художнику чуть больше двадцати.

Рядом с этим автопортретом Геннадия Фёдоровича в музейной витрине – автопортрет его отца Фёдора примерно в том же возрасте: оказывается, в свое время он учился в барнаульской губернской художественной школе и не у кого-нибудь, а у Андрея Никулина – одного из первых профессиональных художников Алтая. И должен был ехать в Петроград продолжать учебу, но помешала обстановка в стране в неспокойные 1920-е. Виктория Борунова говорит: ее прадед в конце концов стал популярным фотографом в Павловске. Из-за революции не смогла отправиться на учебу в Северную столицу и ее прабабушка, обладавшая ярким певческим талантом. Так что Геннадий Борунов в каком-то смысле воплотил мечту своих родителей.

Для живописного волшебства

Как заметил председатель краевого отделения Союза художников России Дмитрий Петренко, в названии выставки есть интрига, ведь речь идет об одном из самых известных живописцев советского периода на Алтае. Он объяснил, как рождаются подобные параллельные основному творчеству произведения:

– Иногда мы делаем какую-то работу и не несем ее на выставку, где нас будут оценивать, потому что есть еще внутренний отбор. Причем, как правило, в этой работе художник позволил себе чуть больше свободы или попробовал поэкспериментировать, быть не таким, каким его знают. И вот она состоялась, художник не несет ее на суд зрителя, но и не выбрасывает, понимая, что в ней что-то есть. Что-то личное, интимное. Такие вещи мы обычно видим уже после того, как художника не стало.

Живописец Василий Кукса признался, что просто ошарашен выставкой, художник и галерист Анатолий Щетин поймал себя на том, что почти физически ощущается явление от этюдов Борунова энергии: «Эти жемчужины создавались не ради больших картин или заказов, а для себя, для удовольствия от живописного волшебства».

– 2023 год особенный для нашей семьи: юбилей Геннадия Фёдоровича, 60 лет было бы моему супругу Александру Геннадьевичу, эта выставка посвящена всем им – официальным родным, нашей семьи, – сказала на вернисаже Елена Эриховна. – Вечная им память, а мы не подведем.

Фоторепортаж