Театральный «парад» удался

17:00, 03 июня 2015г, Культура 1647


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В крае завершился «Парад премьер» – проект Алтайского отделения Союза театральных деятелей. В течение недели свои лучшие постановки на суд зрителей и критиков представили театры Барнаула, Бийска, Рубцовска.

Ликвидировать пробел

Реализация проекта СТД Алтая стала возможной благодаря победе в конкурсе на получение грантов губернатора края в сфере культуры на 2015 год. В столицу региона прибыли доктор филологических наук, профессор Томского педуниверситета Валентина Головчинер, кандидат филологических наук ректор Новосибирского театрального института Яна Глембоцкая и хорошо известный в крае критик Елена Кожевникова (до 2013 года она возглавляла секцию театральной критики при СТД Алтая).

На пресс-конференции, предварявшей «парадную» неделю, председатель Алтайского отделения СТД РФ Галина Шнайдер отметила, какую важность имеет проект для края.

– В январе губернатор проводил совещание, на котором присутствовали директора всех театров, – рассказала она. – На встрече среди прочих поднимался вопрос об уровне театральной критики. Я призналась, что в СТД прекратила работу профильная секция – ее руководитель Елена Кожевникова уехала в другой регион - и мы остались без специалистов. Это очень большой пробел.

Нам не хватает беспристрастного, объективного взгляда со стороны. Когда мы выпускаем спектакль, нам все нравится. Мы думаем, что наши режиссеры гениальны, художественное оформление – глаз не оторвать, актеры – пример высочайшего исполнительского мастерства… А у зрителей суждение складывается на уровне «нравится – не нравится». Нам катастрофически не хватает подготовленного зрителя. Вынуждены признать, что студенты профильных факультетов вузов крайне редко бывают у нас. Мы даже заключили договоры о сотрудничестве с АлтГАКИ: студенты творческих специальностей могут посещать спектакли и другие театральные мероприятия бесплатно! Мы надеялись, что они помогут составлять правильные суждения о постановках. Но пока ничего не выходит. Их еще нужно приобщать к нашему делу…

Немало молодежи, желавшей приобщиться к будущей профессии, побывало и на спектаклях, прошедших в рамках «Парада», и на мастер-классах. Для студентов Алтайской академии культуры и искусств и журналистов занятия провели режиссер театра кукол Д. Вихрецкий и критик Е. Кожевникова.

«Копытце» – приглашено!

В рамках «Парада премьер» театр драмы им. В.М. Шукшина показал три премьерных спектакля этого сезона: «Я пришел дать вам волю», «Укрощение строптивой» и «Оскар и Розовая дама». Театр кукол «Сказка» представил «Осенние хлопоты», «Серебряное копытце» и «Огниво». Молодежный показал «Бег», театр музкомедии – «Маугли» и «Моя жена – лгунья», Бийский театр драмы – «Хочу в Бразилию» и «Саня, Ваня, с ними Римас». Завершил проект Рубцовский театр драмы показом спектаклей «Очередь» и «Кто принцессу поцелует». 13 спектаклей за 6 дней – таков был творческий марафон пяти театров, такова была и нагрузка на каждого из трех критиков. А ведь после просмотров они еще встречались и подробно обсуждали работы с артистами, директорами и режиссерами!

Кто-то из журналистов сетовал, мол, не приехали московские звезды критической мысли. На что Галина Шнайдер парировала: гости проекта – настоящие профессионалы, они объективны и в отличие от москвичей гораздо лучше знают ситуацию в сибирских театрах.

– Два года назад в Барнауле – также на средства губернаторского гранта – был реализован проект «Театральная критика», – отметила Шнайдер. – Радует, что родилась такая традиция. Ведь польза от подобной работы несомненна, она очень конкретна – и для каждого театра, и для театрального сообщества в целом. Потому что критики смотрят десятки и сотни спектаклей в год, они понимают, как можно улучшить тот или иной спектакль.

Критиками была отмечена ансамблевая работа в «Укрощении строптивой» – они будут поднимать вопрос о возможности участия этого спектакля в «Ново-Сибирском транзите». Порадовала коллектив «Сказки» Яна Глембоцкая. «Уверенно можете говорить всем, – сказала она, – что «Серебряное копытце» приглашено на фестиваль малых форм в 2016-м». Главное впечатление, которое осталось после «Парада»: этот опыт необходимо продолжать!

Предметный разговор

С одним из критиков – Валентиной Головчинер я поговорила более предметно о спектаклях.

– Что на «Параде» вас особенно порадовало?

– Мы увидели два очень хороших спектакля в театре драмы. «Я пришел дать вам волю» по Шукшину – большеформатный, точный. Хотя актеры с меньшим внутренним ощущением играют, потому что в пьесе изображено то, что должно стать Русью и еще не очень развернуто в характерах. Это огромная фреска с Россией низовой и Россией высокого социального ряда, и там, и там еще не установилось ничего, а впереди неопределенность. Очень хороша работа режиссера и художника.

Второй спектакль этого театра – «Укрощение строптивой» мне был интересен актерскими яркими всплесками, даже почти бессловесные слуги прекрасно работали. С одной стороны, мы увидели яркость актеров, с другой – прекрасный ансамбль.

Очень понравился спектакль «Серебряное копытце» – милый, добрый. Я бы всех родителей отправляла на него с маленькими детьми. И те, и другие получат удовольствие.

– По ходу просмотров к каким-то творческим коллективам у вас возникали вопросы?

– С «Бегом» в МТА, мягко говоря, все непросто. Нет желания понять, что ставят, что играют, зачем понадобился сегодня булгаковский «Бег»? Невнятный, неаккуратный спектакль по всем параметрам. Прежде всего я говорю о работе режиссера-постановщика, художника.

«Маугли» в театре музкомедии. Видно, что есть очень хорошие силы и возможности, что есть старание… Но возникают вопросы к режиссеру по поводу его отношений с Киплингом, который даже не указан в афише. Это несколько озадачивало. Потому что всякий прочитавший за всю жизнь хотя бы полторы книжки знает, что «Маугли» написал Редьярд Киплинг. По большому счету в постановке имеется нарушение сказки автора. Да, костюмы замечательные, прекрасны пластика, хореография, музыкальный ряд, но хотелось бы, чтобы все это связывалось на уровне первоисточника.

Частное мнение

На других посмотреть да себя показать имели возможность на прошедшей неделе служители Мельпомены. А вот зрители, по словам Шнайдер, могли посмотреть да посравнить да и с критиками не согласиться. Что я и сделаю. Позволю себе усомниться в достоинствах «Я пришел дать вам волю».

Если вы читали давно или не читали вовсе творение Шукшина, вам придется разгадывать ребус: вот это вроде царь-батюшка, это – какой-то воевода и какой-то митрополит (негоже, отче, с грудью обнаженной выхаживать!). Хваленые костюмы символичны и условны: и воеводы в темных – посконных? – штанах и распашной рубахе, и казаки, и сам Стенька. Бабы и девицы, естественно, все в белом. Выделяется царь своими синтетическими космическо-серебряными сапогами («Ужель пришлец, да не ко времени?»). Вероятно, вы удивитесь и абсолютно католическому по форме посоху православного митрополита. Может быть, художник таким образом возжелал создать собирательный образ религиозного деятеля? А режиссер усилил символизм в других местах. Например, у Шукшина посланцы разинские входят к воеводе и кланяются всего лишь «рядовым поклоном» – у Зыкова же они при беседе с воеводой… даже с лавки не приподымаются – сидят и семечки плюют.

Быть правдивым в малом, по-моему, это и означает следовать исторической правде.

Что же до самого действа… После оного долго силилась я произвесть несложный арифметический подсчет: 120 разделить на 14. За два часа спектакля на сцене зрители узрели 14 вокально-хореографических номеров. Получалось так: произнесет герой монолог, после этого споют и спляшут, пообщаются несколько действующих лиц – и вновь музыкальная пауза. В итоге мы имели некий «мюзикл, сопровождаемый художественным словом в форме монологов, диалогов, речей групп лиц».

А вот на следующий день в театре получила я наслаждение и от радости узнавания, и от точности попадания, и от правды образов. Услышала я говор народный при дословном следовании авторскому тексту. Увидела оригинальные декорации, костюмы да свет. И в отличие от предыдущего спектакля этот задел за живое, заставил вздрогнуть сердце. Когда шел рассказ о судьбе шестилетней девочки, примерили ее судьбу на себя зрители… Все в этой постановке было ладно скроено да крепко сшито. И задуматься заставляло, и старому да малому сердце согрело: уходили со спектакля, друг другу улыбались и в душе благостное чувство уносили. Разве не за тем мы ходим в театр? А казалось бы, чего особенного, сказочка детская для младшего возраста – «Серебряное копытце»…

Как известно, все жанры хороши, все имеют право на существование. После одних спектаклей зрители удивляются: «Эва как оно сделано-то!» После других думают: «Что ж они с моей душой сотворили?..» И каждый выбирает для себя: режиссер - способ подачи, зритель - спектакль.

Фоторепортаж