Универсальный театр

Бийский драматический – первый в Сибири – включается в «Большую билетную систему»

00:00, 15 апреля 2011г, Культура 3014


Универсальный театр Фото №1

Актеры, выходящие на подмостки в провинциальном городе, участвуют в драматических, музыкальных, комедийных и детских спектаклях.

Как в хороших домах…

Что верно, то верно: в небольших городах, где всего лишь один театр, его репертуар многогранен. Здесь рождаются детские спектакли, ставятся драматические, комедийные и музыкальные.

Бийский драматический театр (у него солидная аббревиатура – БДТ), по мнению главного режиссера Михаила Вороновского, в этом смысле – в выигрыше перед классическим, где репертуар не является столь синтетическим, универсальным.

Заслуженная артистка России Светлана Елизарова призналась мне, что за 34 года работы в этом театре она сыграла более 400 самых разных ролей в классических и современных спектаклях –это роли трагические, комедийные и эпизодические.

Провинциальный театр хорош еще и тем, что он очень уютный, знакомый, теплый. Здесь всё, как в хороших домах. Именно в театре бийские ребятишки приобретают первые навыки культуры. Гардероб – выше всяких похвал (ведь театр начинается с вешалки), прекрасная эстетика зрительного зала, со вкусом оформленные фойе с великолепной портретной галереей выдающихся людей города Бийска и даже небольшая музейная экспозиция. А взрослые завсегдатаи хорошо знают не только друг друга, но и актеров. Причем и как представителей искусства, и, что немаловажно, как горожан.

Иными словами, коллектив муниципального театра работает на любую категорию зрителей: от воспитанников детского сада до пенсионеров. Упреки в адрес режиссера в том, зачем он ставит детский спектакль, мол, это же не ТЮЗ – несостоятельны, поскольку именно так воспитывается юный зритель, создается особая театральная атмосфера города.

В классической традиции

Здание театра – украшение Бийска, является памятником архитектуры федерального значения. Барнаульский архитектор Иван Носович воплотил в нем эклектический стиль с использованием мотивов модерна с готической стилизацией. Оно было построено в канун революции как Народный дом на средства купца второй гильдии Павла Копылова его племянником, отставным полковником Антоном Копыловым. В ту пору подобным благотворителям присваивались звания почетных жителей города.

Некрополь из четырех захоронений этой славной династии сохранился на Вознесенском кладбище Бийска. Правнуком Антона Копылова был новосибирский кинорежиссер Вадим Гнедков, снявший в том числе несколько фильмов об Алтае, - о нем рассказывалось в публикации «Не потеряйте знамя!» в нашей газете 27 августа 2008 года. Другие потомки Копыловых также живут в Новосибирске. С ними состоит в переписке член попечительского совета, историк театра Виктор Буланичев.

Поначалу в Народном доме выступали заезжие артисты, певцы и циркачи, пел церковный хор, проводились смотры художественной самодеятельности, работали кружки. В 20-е годы прошлого века здание называли Рабочим дворцом, или Домом труда, науки и искусства. Здесь работала первая профессиональная драматическая труппа Владимира Гарденина, ученика Константина Станиславского. Он известен еще и тем, что сыграл роль подпольщика в первом сибирском фильме «Красный газ». А десятки лет спустя – старого учителя Волконского в культовой картине Сергея Бондарчука «Война и мир». К тому времени Владимир Владимирович был уже в очень преклонном возрасте, жил в Доме ветеранов сцены и умер в 1976 году в возрасте 96 лет. Накануне его кончины алтайский писатель Василий Гришаев разыскал ветерана бийской сцены. Подлинные документы актера – дневники, письма и фотографии сейчас выставлены в одном из фойе драмтеатра.

А в пору работы здесь Владимира Гарденина в репертуаре значились спектакли Александра Островского «Не все коту масленица», Леонида Андреева – «Савва» и «Царь-голод», Сергея Найденова – «Дети Ванюшина» и другие. В 1926 году целый сезон здесь выступал Московский театр Пролеткульта, затем – труппы Забродина, Иловайского, в 1930-е годы бийчане впервые познакомились с оперным искусством. С 1936 года театр стал колхозно-совхозным, работал в основном в селах, а с 1 августа 1939 года Комитетом по делам искусства при Совнаркоме РСФСР переименован в Бийский городской театр – с этой даты и ведётся его отсчет.

В годы Великой Отечественной войны в Бийске работали краевой драматический и эвакуированный из Москвы театр имени Ленсовета. В 1943 году эти театры вернулись домой, а в Бийск возвратилась труппа из города Камня-на-Оби, ставшая на долгие годы основой городского театра.

Самыми яркими страницами истории сценического искусства в Бийске принято считать 1950-1960-е годы. Тогда в труппе насчитывалось свыше 40 человек, среди которых выделялись такие талантливые исполнители, как Терехов, Генералова, Кайгородцева, Хасман, Гранко, Андросенко, Ворошилов, Маргулис и другие. А оформителем сцены в ту пору был единственный ныне на Алтае народный художник России Михаил Будкеев.

В 1960 году на базе Бийского драматического и ансамбля оперетты Горно-Алтайского театра музыкальной комедии создан краевой музыкально-драматический театр, который через четыре года перевели в Барнаул – теперь он называется театром музыкальной комедии.

А на сцене Бийского театра по сей день продолжает работать драматическая труппа. С ней в последние десятилетия занимались режиссеры Евгений Калакин – ученик Олега Табакова, Михаил Карнаухов, Сергей Бобровский и теперешний – Михаил Вороновский. А среди актеров следует выделить заслуженных артистов России Мару Генералову, Александра Пашкова, Ирину Круподерову и Светлану Елизарову, многих других талантливых актеров. В этот период театр обратился к творчеству Василия Шукшина. Здесь поставлены такие спектакли по его произведениям, как «Степан Разин», «Энергичные люди», «До третьих петухов», «Калина красная» и другие. Можно утверждать, что Бийский театр, пожалуй, единственный в стране, на сцене которого так много ставилось спектаклей по произведениям нашего знаменитого земляка.

Лаборатория творчества

Традиции тщательного отбора репертуара сохранены. Сегодня, как и прежде, на театральных афишах значатся классические и современные произведения. В среднем за сезон ставится семь премьер.

Сейчас на бийских подмостках – то старая добрая Англия начала ХХ века в «несерьезной комедии для серьезных людей» Оскара Уайльда «Как важно быть Эрнестом», то современная российская глубинка в пьесе Степана Лобезёрова «Семейный портрет с посторонним», то настоящая Испания со стуком кастаньет, серенадами под балконом, дуэлями, ревностью и любовью – в «Даме-невидимке» Педро Кальдерона, то фантазия по мотивам сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек».

В труппе сейчас 21 человек. Начиная с 2003 года труппа пополняется новыми актерами, преимущественно выпускниками Алтайской государственной академии культуры и искусств. Но костяк сохранился. Это – люди, которые навсегда связали свою творческую биографию с Бийским драмтеатром: Светлана Елизарова, Инга Вороновская, Наталья Казанцева, Валерий Бирюков, другие актеры.

Коллектив мастеров известен еще и тем, что поддерживает самодеятельное театральное творчество в городе. Уже трижды, раз в два года здесь проходил фестиваль любительских театров Бийска «Открытая сцена». В нем участвовали свыше двух десятков коллективов. А они есть и в школах, и в вузах, и в трудовых коллективах Бийска: «Зурбаган» - при Дворце культуры Бийского олеумного завода, «Призвание» – Ольги Мавруничевой, «Огонек» – детский образцовый театр Людмилы Кропотовой при городском ДК, признанный заслуженным коллективом Алтайского края. По сути дела, фестиваль – это лаборатория театрального искусства.

Третий год коллектив театра реализует комплексную программу, которая называется «Искусство быть зрителем». Здесь не только посещение театра, но и обсуждения спектаклей, театральные уроки, викторины, конкурсы стихов и рисунков, посвященных театру.

Все это способствует привлечению зрителей в театр. По словам его руководителя Надежды Поляковой, в 124-м театральном сезоне удалось увеличить доходы, что позволило коллективу обновить материальную базу: приобрести одежду сцены, световое, звуковое оборудование, заменить устаревшую мебель в гримуборных для увеличения числа актерских мест.

Останавливаться на достигнутом ни в творчестве, ни в организации театрального дела в Бийске не собираются. Недавно директор театра Надежда Полякова дала согласие на участие коллектива в общероссийском проекте «Большая билетная система». Наши земляки будут первопроходцами – пока ни один творческий коллектив в Сибири не рискнул участвовать в нем. Заинтриговали льготные условия: аренда необходимого оборудования, бесплатное программное обеспечение и техническая поддержка.

Проект предполагает новаторский подход к работе со зрителями. Он позволяет реализовать он-лайн-продажи билетов через Интернет, распространять подарочные и абонементские карты, бонусы для постоянных посетителей театра, создать социальную сеть «Клуб зрителей» и так далее.

Словом, здесь не боятся идти на эксперимент. По словам главного режиссера театра Михаила Вороновского, недавно рискнули увеличить количество премьерных показов с двух, как прежде, до четырех. Риск оправдался – на спектаклях был полный аншлаг.

Все премьеры, состоявшиеся в этом сезоне, прошли в оформлении тематических программ, подготавливающих зрителей к спектаклю, создающих атмосферу той или иной эпохи. Зрители высоко оценили новые работы театра и новую форму проведения премьерных показов. Но особенным достоянием Бийского театра на протяжении многих лет является высокий эстетический уровень постановок – замечательные костюмы и декорации. И такое трепетное, ответственное отношение к каждой новой постановке со стороны всех цехов и служб является нерушимой традицией театра.

И еще: вероятно, после долгого «сидения» нынешним летом коллектив театра отправится на гастроли.

Фоторепортаж