В Алтайском крае сокращается число районных телеканалов

12:30, 18 августа 2019г, Общество 1239


1
1

В Алтайском крае остается все меньше и меньше районных телеканалов. Перед Новым годом свое вещание прекратило Михайловское телевидение, которое было одним из первопроходцев данной сферы. Подобная участь ждет и ряд других ТВ. «Алтайская правда» выяснила, какую альтернативу сегодня предлагают сельчанам.

Пионеры районного телевещания

Сельский медиахолдинг. Жителя деревни это словосочетание непременно заставит наморщить лоб. Но такие предприятия существуют в алтайских селах уже на протяжении нескольких десятилетий. С одной лишь поправкой: иностранный термин заменили более понятным – информационный центр. И если объединение под одной крышей газеты, телевидения и радио для крупных городов явление нередкое, то в районах это было неким прорывом.

Первый такой центр появился в Михайловском районе еще в 1999 году. До этого момента население довольствовалось одной лишь газетой «Сельская правда», но в октябре к ней добавилось телевидение.

Создать телестудию с нуля – дело трудоемкое и затратное. Помогла в этом администрация села, которая получила премию за лучшее благоустройство райцентра и потратила ее на приобретение оборудования. Некоторые отнеслись к такой идее со скепсисом.

– Коллеги высказали мнение: «Тебе что, одной газеты мало?» – улыбается бывший главный редактор Михайловского информационного центра (МИЦ) Галина Герасимова. – А я отвечала, что это те-ле-ви-де-ние! Уникальный на тот момент сплав из изображения и звука! Возражения исчезали.

Помощь оказывали не только власти, ТВ обустраивали буквально всем миром. Экс-редактор вспоминает, что спонсоры не выстраивались в очередь, всех объезжали, беседовали. Но отказов не было, все понимали значимость проекта. Кто-то бескорыстно, кто-то за рекламу, но в создании студии участвовал почти весь район. Дарили видеомагнитофоны, варили решетки на окна. Сотрудники также не сидели сложа руки.

– На первых порах мы обучались профессиональному мастерству у коллег из Завьялова и Благовещенки, затем тележурналисты и оператор стажировались в ГТРК «Алтай». Приходилось читать, вникать, заимствовать и делать открытия, – рассказала Герасимова. – И как мы были рады, что наш опыт кому-то пригодился! Спустя время уже к нам приезжали главы многих районов края, руководители СМИ, звонили из других регионов. А мы не словом, а делом доказывали, что при желании и настойчивости можно и горы свернуть.

Первый эфир состоялся 17 октября в 19 часов 30 минут. Пилотный выпуск назвали «Как это было», в нем участвовали и журналисты, и учредители. Благодарили, поздравляли, рассказывали. Следующие программы уже были новостными.

Вскоре михайловцы привыкли, что три раза в неделю на голубом экране можно увидеть жизнь родного района. Но спустя почти полгода их ждал еще один сюрприз – радио «Радуга», создать которое помогла краевая администрация. Новаторский проект по созданию Михайловского информационного центра был реализован, оставалось лишь находить инфоповоды и рассказывать о них сельчанам.

– Меня часто спрашивали, как в небольшом районе уживаются три средства массовой информации. Я отвечала, что радио передает оперативные данные, печатная пресса – анализ, ТВ – картинку, – объяснила Галина Герасимова. – Была разработана концепция, согласно которой дни выхода районки и телепередач не совпадали. Вместе искали и утверждали материалы, охватывая все возрастные категории читателей, зрителей и слушателей. Одна «Сельская правда» сделать этого, конечно, не смогла бы.

Не дождались юбилея

Но время диктует новые правила. Люди стали получать информацию в Интернете, аудитория МИЦ сокращалась. В первую очередь решили отказаться от радио, которое просуществовало около пяти лет. Такая тенденция прослеживалась во многих районах Алтайского края. Где-то не хватало финансирования, где-то – специалистов. А в этом году появилась другая, не менее печальная тенденция. Из-за перехода на цифровое вещание пришлось закрыть телеканал, который немного недотянул до двадцатилетнего юбилея.

– Все сводилось к покупке аналогового оборудования для дистанционной врезки в телеэфир. До этого наши передачи записывались на флешку и передавались на ретранслятор. Уже оттуда специалист вручную запускал видео. Сейчас такая возможность исчезла, а покупать технику на собственные средства мы просто не в силах. Сумма для нашего учреждения неподъемная, – сожалеет главный редактор Михайловского информационного центра Светлана Кулик.

31 декабря 2018 года Михайловское телевидение последний раз появилось в эфире. Ведущий традиционно подвел итоги года, поздравил с новогодними праздниками, поблагодарил и попрощался с телезрителями. Страница была закрыта.

В ногу со временем

Но когда закрывается одна страница – открывается другая. К подобному развитию событий в МИЦ были готовы. Осознавая, что будущее за Интернетом, в 2009 году был разработан веб-сайт. Изначально это была некая электронная версия газеты. Материалы, выходившие в очередном номере «Сельской правды», публиковались на портале. О какой-то уникальности и оперативности речи тогда не было.

Понимание появлялось постепенно. Как и 20 лет назад, приходилось много учиться, посещать семинары, прислушиваться к экспертам. Сегодня ежемесячное количество посетителей сайта сопоставимо с тиражом «Сельской правды», а число подписчиков в социальных сетях даже превышает этот показатель.

– Мы понимаем, что это оперативный источник информации. Пока выйдет газета, ситуация может несколько раз измениться, – подчеркнула Светлана Кулик. – Поставлена задача обновлять новости ежедневно, не менее пяти информаций в день. Дополнительный упор сделан на визуализацию, так как фоторепортажи пользуются наибольшей популярностью у посетителей.

Также сайт стал незаменимым помощником в осуществлении обратной связи с михайловцами. Есть возможность оставить комментарий, проводятся конкурсы и розыгрыши. Сейчас разрабатывается раздел, на котором люди смогут задать вопрос, а журналисты переадресуют его компетентным лицам.

Не забыли и о любителях телерепортажей. Команду телеканала не сократили, но изменили сферу их обязанностей, сделав больший упор на газету и цифровые ресурсы. Вся техника также сохранилась. Все это позволило время от времени снимать сюжеты, но теперь они выкладываются на YouTube-канал и веб-сайт газеты, повышая его популярность.

Взгляды на экран

По схожему пути пошли «медиа­холдинги» из Ярового, а также из Шипуновского и Благовещенского районов. Главный редактор Благовещенского районного информационного центра (БРИЦ) Людмила Люшневская акцентировала внимание на том, что учредители телеканала, конечно, хотели его сохранить. Но в эпоху цифрового вещания для просмотра передачи потребуется каждый раз переключать оборудование с «цифры» на аналог, после чего обратно. Мало кто из зрителей согласится на такие манипуляции. Поэтому пришлось принять сложное, непопулярное, но рациональное решение.

– Надеемся, что решится вопрос по кабельным операторам, – добавила она. – Если появится возможность выходить на кабельном ТВ, то мы, конечно, ею воспользуемся.

Сейчас БРИЦ, как и их коллеги из Михайловского района, работают на просторах Интернета. Копилка сюжетов пополняется ежедневно, а число просмотров портала за прошлый месяц превысило 24 тысячи.

Создавая собственный сайт или YouTube-канал, редакция автоматически становится информационным центром, пусть и неофициально. Формула почти не изменилась: печатная пресса все еще дает глубокий анализ, а интернет-ресурсы совместили в себе и оперативность, и картинку. Аудитории, как и раньше, остается только выбрать наиболее подходящие источники информации.

Справка 
По информации Управления печати и массовых коммуникаций Алтайского края, сейчас в регионе действует 55 сайтов городских и муниципальных изданий. Больше половины из них размещены на бесплатной международной платформе WordРress. Ее использование позволяет редакциям применять широкие возможности при публикации фото- и видеоматериалов, интерактивных проектов и рекламы.

Фоторепортаж