В Алтайском крае создали интерактивную карту музеев

18:43, 17 апреля 2023г, Общество 591


На краевом фестивале юных журналистов «Свой голос» участники успели посетить несколько барнаульских музеев и оформить карточки с информацией для интерактивной карты
На краевом фестивале юных журналистов «Свой голос» участники успели посетить несколько барнаульских музеев и оформить карточки с информацией для интерактивной карты
На «Журналистском пленэре» юнкоры побывали в музее-заповеднике им. В. М. Шукшина, познакомились с письмами Василия Макаровича
На «Журналистском пленэре» юнкоры побывали в музее-заповеднике им. В. М. Шукшина, познакомились с письмами Василия Макаровича
На замке от ворот Рейхстага изображена девушка с венком, она олицетворяет мир и добро
На замке от ворот Рейхстага изображена девушка с венком, она олицетворяет мир и добро
На краевом фестивале юных журналистов «Свой голос» участники успели посетить несколько барнаульских музеев и оформить карточки с информацией для интерактивной карты миниатюра
На «Журналистском пленэре» юнкоры побывали в музее-заповеднике им. В. М. Шукшина, познакомились с письмами Василия Макаровича миниатюра
На замке от ворот Рейхстага изображена девушка с венком, она олицетворяет мир и добро миниатюра

Детско-юношеская газета «САМИ» создает интерактивную карту музеев Алтайского края. Школьники из разных районов собрали, проверили и структурировали информацию о более чем 80 музеях. О том, как идет работа, рассказывают педагоги и юные корреспонденты редакции.

Идея создать ресурс, благодаря которому люди смогут познакомиться с историями разных районов края, возникла несколько лет назад. Редакция на протяжении 24 лет проводит профильную смену для юных корреспондентов «Журналистский пленэр». Там они на протяжении недели изучают выбранный район и создают его портрет в газетах, теле- и радиопрограммах. Так, дети и педагоги успели побывать в Змеиногорском, Завьяловском, Тюменцевском, Бийском и других районах. Всегда удивлялись открытиям, которые удавалось совершать в этих местах.

«Каждый раз мы видим в местном музее уникальные вещи. В такие моменты становится досадно, ведь знакомы с этими вещами и их историями единицы – школьники, которые ходят на экскурсии, возможно, жители района. Так, эти вещи радуют хранителей музея, но мало кто еще может удивиться и порадоваться экспонатам», – делится главный редактор газеты Наталья Юмашева.

Так как экспонатов в музеях тысячи, рассказать о каждом, тем более за один только год, редакции не удалось. Но такая задача и не стояла. Юнкоры и педагоги решили, что постараются выбрать один наиболее значимый предмет и более полно расскажут именно его историю. Наталья Владимировна делится некоторыми историями, которые услышала несколько лет назад от работников музеев и помнит до сих пор.

На местах сражения Великой Отечественной войны поисковики нашли фляжку, которая принадлежала Николаю Котлярову, жителю села Тюменцево. Его останки предали земле, а фляжку передали в Тюменцевский музей. Этому предмету несколько десятков лет. Но до сих пор живы люди, которые помнят ту семью и того человека, который пил из этой фляжки.

Уникальный экспонат хранится и в Бийском краеведческом музее – замок от западных ворот Рейхстага. В Бийск он попал благодаря бойцу, который участвовал в штурме здания. После окончания войны решил вернуться на малую родину вместе с тем самым замком – одним из символов победы.

«Как бы это пафосно ни звучало, но человек, который пил из этой фляжки, отдал свою жизнь за то, чтобы мы могли сейчас спокойно пить воду, квас, газировку и радоваться жизни», – говорит Наталья Владимировна.

В этом же музее есть макет конного манежа. В Тюменцевском районе находится завод, где выращивают орловских рысаков. Они занимают призовые места на скачках. Завод был основан еще до революции. Одно из его зданий – манеж с нестандартной архитектурой, который до наших времен не сохранился. Автор макета, Виктор Малыгин, смог повторить те уникальные решения, которые были использованы при строительстве здания.

Экспонат хранится и в Бийском краеведческом музее – замок от западных ворот Рейхстага. В Бийск он попал благодаря бойцу, который участвовал в штурме здания. После окончания войны решил вернуться на малую родину вместе с тем самым замком – одним из символов победы.

Пройти тест или собрать пазл: знакомимся с музеями нескучно

На интерактивную карту нанесено более 80 маркеров. Информация о каждом музее представлена в виде карточки с текстом и гиперссылками. Кроме основных сведений, пользователь может познакомиться с историей создания музея, традиционными мероприятиями. Один из самых интересных разделов – с экспонатами. Здесь представлена галерея из пяти наиболее значимых предметов и ссылка на сайт Госкаталога, где можно увидеть остальные. Также на карте представлена история одного или нескольких экспонатов. Практически каждая музейная карточка сопровождается мультимедийным дополнением.

Корреспондент газеты «САМИ» Юлия Митькина делится:

«Было сложно выбрать лишь один уникальный экспонат, ведь их много и все интересные! В редакции я делала таймлайн и интерактивную фотографию, смогла разобраться с функционалом инструментов для их создания. Этот опыт оказался полезным, и в следующий раз, когда нужно будет работать с мультимедиа, сделать это окажется проще».

Юнкоры смогли представить информацию разнообразно. Например, можно пройти тест на знание истории Табунского краеведческого музея или собрать пазл одной из экспозиций Суетского историко-краеведческого музея. Конечно, не обошлись без уже привычных интерактивных фотографий, а еще те музеи, в которых юнкорам удалось побывать лично, дополнены видеосюжетами.

Педагог редакции Максим Рязанов, который создавал саму карту на сайте и наполнял ее информацией, делится: «Мультимедийные форматы позволяют привлечь пользователя к познанию проекта нестандартным путем. Ведь карточек много, и, если бы они представляли из себя просто сплошной текст, было бы скучно. К тому же, создание таких элементов – это еще и обучение наших детей современным технологиям работы с информацией. Каждый ребенок попрактиковался в создании собственного мультимедийного элемента, обоснованного и логичного».

«Можно тратить по году на каждый музей, и все равно будет мало!»

Педагоги и корреспонденты, видя, какой кладезь информации находится у них в руках, решили сделать из этого доступный ресурс. У редакции большой опыт в создании интерактивных карт. В течение года самисты учатся мультимедийной журналистике на курсах педагогов и параллельно создают разные, в том числе грантовые, проекты. С этой идеей поступили так же. Получили грант Губернатора Алтайского края в сфере культуры – и к делу!

В процессе, конечно, возникли сложности. Добраться до многих музеев, как и до районов, где они располагаются, бывает проблематично. Например, в селе Ельцовка находится хорошо организованный музей, филиал ГМИЛИКа. Но, чтобы в него попасть, и времени и сил нужно немало. Край у нас огромный, и даже если вдруг турист или житель захочет устроить путешествие по музеям, сделать это будет, мягко говоря, непросто.

«Если говорить о трудностях в создании, то расскажу об одной из главных. В музеях работают разные люди. В каком-нибудь маленьком и неприметном работает человек с горящими глазами, который, только услышав наше предложение по телефону, готов поднять все фонды, предоставить их нам, чтобы донести до широкой аудитории. А где-то нам говорили, что мы должны направить официальное письмо, его в течение 30 дней рассмотрят и нам ответят, будут ли они принимать участие в этой деятельности», – рассказывает Наталья Владимировна.

Получить, отсортировать и, главное, проверить информацию – дело не быстрое, а если ее и предоставлять не сразу соглашаются, задача становится еще сложнее. Поэтому сейчас на карте сведения о музеях представлены в разном объеме. Их можно и нужно дополнять. Работа начата благодаря гранту, и основная ее часть выполнена на его средства. На карту нанесены практически все государственные и муниципальные музеи. Редакция продолжает наполнять ресурс и сейчас находится в поисках финансирования для завершения работы.

Эта карта как чтение хорошей художественной литературы, а не учебника

На фестивале «Свой голос», который пройдет в конце весны, редакция планирует протестировать карту, особенно с точки зрения работы мультимедиа. Узнать, какие форматы покажутся интересными, какие, наоборот, будут только отвлекать. Например, дети из Троицкого района создали шуточный тест «Какая ты птица из Троицкого музея». В нем нужно ответить на вопросы, никак не связанные с музеем или районом. Но в конце пользователь узнает, какая же он птица, и получает краткую характеристику этой птицы. Кому-то такой формат может показаться несерьезным, но большинству захочется пройти тест еще раз, чтобы увидеть, кем еще он может быть. Таким образом, пройдя тест пару раз, мы уже в курсе, какие птицы живут в Троицком районе и чем они отличаются от других.

«Нам было важно создать ресурс, который будет отличаться от уже существующих, например, от Государственного каталога музеев. Эта же интерактивная карта должна получиться и получается более теплым и увлекательным ресурсом. С помощью нее, сидя в кресле, каждый пользователь может путешествовать по нашему краю, изучать его через живые и запоминающиеся истории. А этих историй еще очень много, и их редакции предстоит рассказать», – поясняет Наталья Юмашева.

Карту можно найти на сайте газеты «САМИ» и по ссылке: http://gazetasami.ru/museumaltay/.

Скриншот интерактивной карты музеев Алтайского края фото
Скриншот интерактивной карты музеев Алтайского края

Диана ЗИДЛЕР

 
Фоторепортаж