В Барнауле открылась выставка «Что наша жизнь? Игра!»

17:10, 22 августа 2019г, Культура 1456


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

В Выставочном зале музея «Город» открылась осенняя краевая выставка «Что наша жизнь? Игра!», посвященная Году театра в России.

В экспозиции более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, а среди авторов не только члены творческого союза, но и любители. На вернисаже и сами участники, кажется, были удивлены, что подобная выставка в принципе состоялась да еще и получилась такой удачной. Кстати, поздравить собратьев-художников на вернисаж пришли артисты трех барнаульских театров.

Против традиции

Осенние выставки Союза художников Алтая традиционно воспринимаются как творческий отчет за прошедший год. Логично, что на них обычно много пахнущих свежей краской натюрмортов и пейзажей – результатов летних поездок на пленэр. Но на сей раз в Союзе радикально 
сузили тему и до конца не верили, что все получится.

– Это волнение чувствуется перед каждой выставкой: наберем мы работы или нет? – признался «АП» председатель правления творческой организации Дмит-
рий Петренко. – Но все же есть темы, которые мы уже давно опробовали – Шукшин, День Победы, – когда можно прогнозировать, что работы будут. А в случае с театром мы немного трусили. И когда начался отбор, я увидел одну, вторую, третью театральную работу, и их все больше!..

Из отобранных произведений авторы экспозиции выстроили определенную «режиссуру». Дмит-
рий Петренко, например, особенно гордится вводным залом, где по контрасту расположены нежное посвящение сказкам Пушкина от художника Юрия Чулюкова, сумрачный философский диптих Александра Андрусенко о жизни человека искусства и темпераментная живопись Юлии Кикоть на тему цирка.

Временные рамки представленных произведений, естественно, тоже расширились (самые ранние из представленных произведений датированы 1970-ми). Еще к формированию экспозиции подключились краевой Художественный музей и ГМИЛИКА. Так, из собрания ГХМАК на выставку попали эскизы сценического оформления спектаклей, созданные когда-то молодым Павлом Джурой.

Скрытая драматургия

Хотя изначально фраза, вынесенная в название выставки, подразумевает скорее карточный азарт и борьбу с судьбой, стоит признать, что тема игры и мира как театра задает определенный угол зрения на все работы. Даже в бесхитростном натюрморте с цветами невольно ищешь иносказание, а в пейзаже – скрытую драматургию.

Искусствовед Оксана Сидорова отмечает, сколь многообразны представленные театральные образы: здесь и итальянская комедия дель арте (работы Владимира Тимуша), и народный балаганный театр, и многочисленные образы людей-марионеток, это не считая портретов барнаульских и российских артистов и режиссеров.

К философской идее человека-марионетки (когда даже самого всесильного кто-то дергает за ниточки) обратилась Евгения Печенкина, педагог дополнительного образования из детско-юношеского центра творчества:

– Кукольную композицию «Весь мир – театр» мы делали вместе с ребятишками, лица и ручки слепили из полимерной глины. А рядом уже мои куколки из грунтованного текстиля – образцы того, что мы обычно делаем на занятиях.

Для зрителей

Евгения Печенкина не является участницей творческого союза – просто услышала объявление о выставке и нашла подходящие работы. По словам организаторов, на отборе художников-любителей было до сорока процентов. И это принципиальная позиция Союза художников Алтая – привлекать к участию в краевых вернисажах непрофессиональных авторов, зачастую даже не имеющих специального образования. Разумеется, на конкурсной основе.

– Многие из них обучены, виден хороший рисунок, – говорит искусствовед Любовь Шамина. – Но главное, в людях огромная жажда творчества: они так переживали, чтобы их работы заметили, пропустили на выставку. Жизнь-то непростая, а они очень стараются…

И все же в экспозиции не только театр. Сразу два автора – Владимир Максименко и Андрей Арестов создали трогательные посвящения ушедшему из жизни художнику Юрию Иванову. Александр Потапов представил острый сатирический лубок. Многие думают над образом современника.

– Художники размышляют о судьбе артиста и творческого человека вообще. Вот они напрягают силы, показывают лучшее, на что способны, создают праздник, – говорит Дмитрий Петренко. – И делается все не из какого-то коммерческого расчета – очень малую толику работ в итоге купят, – а для души и для зрителей. И я благодарен членам нашей организации, которые принесли эти работы. Как театр без артиста, так и выставочный зал без художника просто коробка.

Новости партнеров
Фоторепортаж