В Барнауле проходит выставка «Круг Зайкова»

20:00, 21 апреля 2023г, Культура 875


В Барнауле проходит выставка «Круг Зайкова» Фото №1
В Барнауле проходит выставка «Круг Зайкова» Фото №2
В Барнауле проходит выставка «Круг Зайкова» Фото №3
В Барнауле проходит выставка «Круг Зайкова» Миниатюра №4
В Барнауле проходит выставка «Круг Зайкова» Миниатюра №4
В Барнауле проходит выставка «Круг Зайкова» Миниатюра №4

Большая выставка «Круг Зайкова» в Художественном музее Алтайского края посвящена Году педагога и наставника и представляет графику, живопись и скульптуру 16 художников.

В центре проекта – фигура знакового для местного искусства художника-графика Николая Зайкова, который в этом году отметил 45-летие. С 2001 года он преподает в Институте архитектуры и дизайна АлтГТУ, и за это время вокруг него сформировался определенный круг авторов – как непосредственных учеников, так и просто близких по духу художников.

Артикулировать «зайковщину»

Идея представить их работы в одном пространстве принадлежала самому Зайкову:

– Хотелось показать моих учеников, с которыми я вместе никогда не выставлялся. А так как места во временном здании музея мало, мы решили использовать принцип почти ковровой развески, до потолка, чтобы хоть как-то вместить это количество работ.

Работ в итоге набралось более 80, расположились они во всех свободных пространствах музея, начиная с витрин на первом этаже и заканчивая лестничными пролетами. Авторов шестнадцать, и среди них не только ученики, но и главные учителя Николая Сергеевича – Александр Песоцкий из Камня-на-Оби и Михаил Омбыш-Кузнецов – профессор Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. В таком сочетании и под таким углом зрения этот материал не рассматривали еще никогда.

Кстати, к названию выставки сам Зайков относится с иронией:

– Знаете, когда находят какие-то неизвестные старинные холсты, искусствоведы часто предполагают: «Непонятно, кто это, но круг Брейгеля», например (улыбается). Имелось в виду это, но… В нашем культурном пространстве ведь уже давно есть понятие «зайковщина», его когда-то галерист Вадим Климов придумал. Я всегда от него отпирался, а потом понял, что надо это как-то артикулировать и рассмотреть. Так что на самом деле это исследовательский проект, его должны были искусствоведы придумать, а пришлось мне.

«Зайковщиной» обычно называют страсть к предельной точности и детализации, даже гиперреалистичности в рисунке, которая сочетается с раскованными ракурсами и любовью к городскому и индустриальному пейзажу. Сейчас художник относится к этому определению спокойно и уверен, что ученик, похожий на своего учителя, – это нормально. Другой вопрос, что с ним происходит потом, находит ли он впоследствии себя.

Круги на воде

Председатель Алтайского отделения Союза художников России Дмитрий Петренко заметил:

– Когда мы проводим выставкомы (отборы произведений на коллективные выставки. – Прим. ред.), всегда видим: вот пошли ученики Погодаева, а вот – из Новоалтайского художественного училища, а вот «зай­ковцы». Но становится очевидно, что эти ребята уже сформировались в самостоятельных и самодостаточных художников.

«Очень приятно смотреть, как молодежь набирает обороты. Свой путь, взгляд, своя художественная манера, свое направление. И видишь, что это делается очень искусно и мастерски», – говорит директор Института архитектуры и дизайна АлтГТУ Сергей Поморов.

Юрий Гребенщиков, у которого уже давно была собственная персональная экспозиция в ГХМАК, сказал на открытии, что такая выставка назревала и в любом случае должна была когда-то случиться, не в этот год, так в другой. Влияние учителя на собственное творчество он даже затруднился описать. Среди таких благодарных учеников и Иван Ильющенко, работающий в эффектной технике аэрографии (ему в экспозиции принадлежит, например, большеформатная работа «Руки учителя», и эти руки, конечно же, точат карандаш).

С Иваном Мозговым Николай Сергеевич всего год занимался на подготовительных курсах перед институтом, а будущему скульп­тору Александру Бувину (а тогда – обычному охраннику в учебном корпусе Института архитектуры и дизайна) помог подготовиться к поступлению в престижнейшую Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию им. Штиглица. И есть среди участников проекта те, кто учениками Зайкова себя не считает, но чьими глазами тот сам с удовольствием смотрит на мир – речь об акварелисте Александре Гордиенко.

– Некоторые люди искусства, как и произведения, рождают вокруг себя некие круги на воде. Это такое обаяние и притяжение, что оно становится явлением, – сказала на вернисаже министр культуры края Елена Безрукова. – И хотя 45 лет – вообще не юбилей, а так, репетиция, сам факт, что выставка объединяет большое количество знаковых в масштабах края художников, кое о чем говорит.

А директор музея Инна Галкина уверена, что в свое время персональные выставки в ГХМАК состоятся у всех участников этого коллективного проекта.

– В лице Николая Сергеевича мы имеем не только замечательного учителя, педагога, умеющего объединить вокруг себя молодежь, но и художника российского уровня, – напомнила Инна Константиновна. – А в наше графическое искусство он и его ученики привнесли совершенно новый изобразительный язык, который будет развиваться и характеризовать наш период.

Выставка «Круг Зайкова» работает до 14 мая по адресу: ул. М. Горького, 16.

Фоторепортаж