В барнаульской галерее продолжается осенняя выставка молодых художников

10:51, 14 октября 2020г, Культура 1582


В барнаульской галерее продолжается осенняя выставка молодых художников Фото №1
В барнаульской галерее продолжается осенняя выставка молодых художников Фото №2
В барнаульской галерее продолжается осенняя выставка молодых художников Фото №3
В барнаульской галерее продолжается осенняя выставка молодых художников Фото №4
В барнаульской галерее продолжается осенняя выставка молодых художников Миниатюра №5
В барнаульской галерее продолжается осенняя выставка молодых художников Миниатюра №5
В барнаульской галерее продолжается осенняя выставка молодых художников Миниатюра №5
В барнаульской галерее продолжается осенняя выставка молодых художников Миниатюра №5

Фото Олег БОГДАНОВ

В барнаульской галерее «Республика ИЗО» продолжается традиционная осенняя выставка молодых художников «Собрание-8».

Ее главная особенность в том, что произведения любых авторов в возрасте от 16 до 35 принимают без отбора. Ну почти. В одни из выходных комиссар галереи, арт-критик Вадим Климов, провел подробную экскурсию по экспозиции и рассказал о том, как пытался выстроить нечто цельное примерно из 250 работ, принесенных сотней совершенно непохожих друг на друга авторов. Кстати, тот факт, что произведения начинающих живописцев и графиков попали сюда, минуя выставком, еще не означает, что их слабые стороны ускользнули от критического взгляда главного идеолога «Собрания».

На сей раз он решил открыть экспозицию большой портретной галереей.

– Я вдруг понял, что, когда художник не знает, что рисовать, он начинает перерисовывать чужие фотографии. Раньше хоть цветочки рисовали, –
говорит Климов. – И тут все сложилось как нельзя лучше: на главной стене – наш молодой художник Иван Быков, лауреат различных премий, великолепный график, чьи работы каждый год украшают нашу выставку. На его портретах мы видим творческих деятелей, которые так или иначе связаны с Барнаулом: актеры Дементий Паротиков, Светлана Талалаева и дядя Леша – Алексей Самохвалов, старейшие артисты театра драмы, к сожалению, ушедшие из жизни. Посередине Роберт Рождественский и Екатерина Савинова. Хорошие работы, и человек знает, для чего их делает: они попадут в какую-нибудь галерею или музей. А вот на этой стене – люди, которые не знают, зачем рисуют. Им нравится актриса Анджелина Джоли – они берут ее фотографию и перерисовывают. И меня вдруг поразило: а зачем? Если человек тренируется, чтобы потом пойти на улицу и заниматься быстрым рисунком, то почему не тренироваться на живых людях?..

В галерею портретов также включены изображения ладони и сердца на черном фоне, созданные Мариной Аджинян, и работы, ювелирно выполненные шариковой ручкой. Противовесом этим реалистическим вещам служит серия небольших абстрактных холстов молодой художницы с аутизмом Анны Путинцевой, чья персональная экспозиция, возможно, в скором будущем откроется в стенах «Республики ИЗО». Свое экспозиционное решение Вадим Климов прокомментировал так: «Это очень хорошие композиции – интересные, живые, позитивные. И я подумал – пусть они висят напротив тех работ, авторы которых не знают, что рисовать. Потому что Анна точно знает, что она рисует: эмоцию».

За портретной галереей последовали «зал космоса» – во всех возможных смыслах этого слова и «зал русского космоса», что бы это ни значило. Среди явно начинающих художников-любителей старшего школьного и младшего студенческого возраста, рисующих котиков, единорогов и красоток, нашлись и работы людей, уже довольно давно и профессионально занимающихся искусством. Свои сложные графические композиции и инсталляцию представил Иван Мозговой. А известный барнаульский график Юрий Гребенщиков, на счету которого уже есть персональная выставка в краевом Художественном музее, выступил в неожиданном амплуа, показав новую серию ироничных большеформатных и сложносочиненных карикатур «Транспортные люди» в технике «бумага, гелевая ручка, маркер».

Соседство с работами хорошо обученных людей не всегда фатально для начинающих авторов, поскольку некоторые «берут» особой дикостью, что для молодежной выставки вовсе не грех, даже наоборот. Впрочем, и в этом отношении человек с серьезным бэкграундом имеет фору – как, например, культуролог Лидия Рыжова, выступившая в качестве автора большой инсталляции La Vanitas, созданной из сотен ритуальных цветов (да, тех самых, которые приносят на могилу). Ванитас – это был такой старинный жанр живописи, аллегорические натюрморты с человеческим черепом, напоминающие о неизбежности смерти. Хотя инсталляция Лидии Рыжовой, по мнению Климова, получилась вполне жизнеутверждающей. Специально для тех, кто решит сфотографироваться на ее фоне для «Инстаграма», к ней прилагается веселенький веночек из траурных цветов.

Свое принципиальное нежелание проводить какой бы то ни было предварительный отбор комиссар галереи объясняет тем, что любой выставком – стресс для молодого автора, который может отбить желание заниматься искусством. (Единственное исключение в этом году Климов сделал для тех, кто вопреки всем правилам не подготовил свои работы для экспонирования, то есть попросту не продумал, каким образом прицепить на стену их картоночки). И такой подход, похоже, работает:

– Мне очень греет душу, когда родители художника мне говорят: «Спасибо вам большое за выставку. Знаете, как он волновался, как переживал! А теперь мы видим, что он настоящий художник». И тут папа говорит коронную фразу: «Я думал, лучше бы он шел на завод». Понимаете? Они долго сомневались, не занимается ли их ребенок ерундой, и наконец-то увидели, что он принимает участие в выставке. Для меня это очень важный момент.

Фоторепортаж