Ветеран рассказал об операции «Мильный столб» и боях за порт Сейсин

16:00, 18 января 2020г, Общество 1816


1
1

О «северных конвоях», отправляющихся в годы Великой Отечественной войны из Шотландии и Исландии в Мурманск и Архангельск, осведомлены многие. Но мало кто знает о том, что этот маршрут поставок в СССР по программе ленд-лиза был не единственным и даже не основным. Большая часть вооружения, продовольствия, стратегических материалов и тому подобного поступала в нашу страну по другим маршрутам, главным из которых был тихоокеанский.

Важный рейс

Если в «северных конвоях» были задействованы прежде всего суда наших союзников, то на Тихом океане это было невозможно, так как США и Великобритания находились в состоянии войны с Японской империей. Поэтому на этом маршруте работали только советские суда.

Причем зачастую они становились советскими прямо в портах Сан-Франциско, Сиэтла или Датч-Харбора, куда прибывали наши экипажи и принимали свеженаштампованные транспорты типа «Либерти», а также военные корабли, переданные нам по ленд-лизу. Экипажи поднимали на них советский флаг, грузились и уходили.

Летом 1945 года с американской военно-морской базы Колд-Бей, расположенной на юго-западной оконечности полуострова Аляска, отправился в рейс к советским берегам еще один боевой корабль, предназначенный для вхождения в состав Тихоокеанского флота СССР. В составе его экипажа был и молодой матрос Иван Ткалич, призванный на службу осенью 1944 года из Ключевского района нашего края.

Операция «Мильный столб»

Уже отгремели салюты в честь окончания Великой Отечественной войны, а вот Вторая мировая война все еще не утихала. Американцы бились с японцами и ждали обещанной им по договору помощи Советского Союза, конечно, не в виде поставок оружия и продовольствия, а мощных ударов Красной армии по войскам Страны восходящего солнца.

– Во Владивостоке была набрана специальная команда флотских специалистов, в которую попал и я как машинист турбинных установок. До службы я работал на тракторе, имел влечение к технике и установку эту хорошо освоил. Потому и в команду эту меня взяли, – вспоминает Иван Макарович. – Погрузили нас на транспорт «Смольный», трюм, где были нары в четыре яруса,  забили полностью. Предупредили нас офицеры, чтоб не шумели, если машина стучать перестанет, может статься, япошки остановят. Как застучит опять машина, значит, все нормально, отбой тревоги. Вот так мы и шли, не понимали, когда день, когда ночь, из трюма-то на палубу никого не выпускали. Первый раз на воздух вышли уже в Сан-Франциско, вот тогда и надышались досыта. А потом пошли в Колд-Бей, на базу, где мы фрегаты американские должны были принимать.

По воспоминаниям участника секретной операции «Мильный столб» В. Малаховского, американские военные корабли прибывали в Колд-Бей группами каждые две недели, в каждой группе по два десятка кораблей. Главным образом это были небольшие противолодочные корабли (охотники) и траулеры с командой в 25–50 человек. Наиболее крупными судами, переданными советскому флоту, были фрегаты с командой более 200 человек. Как только прибывала группа американских военных кораблей, советская команда поднималась на борт каждого судна, таким образом, в течение всего времени передачи на нем были две команды – американская и советская – на две недели. Каждый специалист должен был с помощью переводчика понять все инструкции и освоить соответствующее оборудование. Беда заключалась в том, что ни один из советских моряков не знал английского и ни один американский моряк не мог говорить по-русски.

На матросском языке

– При приемке кораблей американский матрос, который отвечал за свой пост, артиллерист он там, радист или машинист, передавал его нашему матросу, – рассказывает Ткалич. – Английского языка никто из нас, понятно, не знал, они русского не знали, но понимали мы все мигом. Он показывает – делай тут так, а тут так, ты повторяешь,  и дело идет. А с нами работал еще матрос один американский, поляк по национальности, с ним еще проще было объясняться, хоть он и язык свой почти забыл.

Как вспоминал другой участник операции по перегонке американских фрегатов к нашим берегам, тоже сибиряк С.Ф. Мельчаков, «во время приемки кораблей американцы удивлялись тому, что наши матросы стремились не только научиться использовать машины и механизмы, но и освоить их устройство и методы ремонта. Их принцип – не ремонт отдельных деталей, а замена всех агрегатов в доке. Их крайне удивляло, что наши матросы могут выполнить практически любой ремонт, и они не раз говорили, что наши матросы – не матросы, а переодетые инженеры. Я изучал радиолокационные приборы полный рабочий день. Потом отдых, свободное время. Жили мы на берегу – в коттеджах с удобствами. Мы бы и сутки напролет учились, но американцы не перерабатывали».

Основная масса кораблей, предназначенных для Тихоокеанского флота, передавалась американцами советским морякам как раз на военно-морской базе Колд-Бей. С рядом технических устройств, прежде всего с радаром и гидролокатором, а также с автоматизированной системой управления электромагнитного трала советские моряки знакомились впервые. Всего в Колд-Бее было подготовлено 12 400 офицеров и матросов советского флота. С весны 1944-го до сентября 1945 года советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 
215 кораблей.

«Такома» и ЭК

Корабль, на котором предстояло служить Ткаличу, был одним из 28 фрегатов, переданных СССР по ленд-лизу, типа ПФ «Такома» (по советской классификации типа ЭК – эскортные или сторожевые корабли). Это были довольно крупные корабли. Их водоизмещение составляло около 2300 тонн, скорость полного хода более 19 узлов. Фрегат был вооружен тремя 76,2-миллиметровыми орудиями, двумя 40-миллиметровыми пушками «Бофорс» и девятью 20-миллиметровыми автоматами «Эрликон». На палубе размещались два бомбосбрасывателя и девять бомбометов. Имелись гидролокационная станция и несколько радиолокационных установок. Экипаж состоял из 195 человек.

Такие корабли были очень востребованы нашим флотом, прежде всего на Севере, где и проходили основные эскортные и конвойные операции. Но поскольку с их поставками наши союзники явно не торопились и занялись этим, только когда речь пошла о совместных боевых действиях против Японии, насущнейшем для американцев деле, в состав Северного флота в годы войны не вошел ни один из этих кораблей.

До конца военных действий против Японии Тихоокеанскому флоту было передано десять фрегатов: один участвовал в высадке десанта в порту Расин, шесть – в порту Сейсин, еще два – в порту Юки в Северной Корее и один эскортировал советские транспортные суда вдоль побережья Приморья.

Сейсин

На одном из шести фрегатов, принимавших участие в боях с 13 по 16 августа 1945 года за овладение портом Сейсин, сражался с врагом и наш земляк – матрос Иван Ткалич. Военно-морская база Сейсин являлась важнейшим опорным пунктом японцев на побережье Северной Кореи. Она позволяла японскому командованию перебрасывать на сухопутный фронт крупные подкрепления из митрополии, а также эвакуировать войска, когда в этом возникала необходимость. Потому бои здесь приняли ожесточенный характер.

– Мы освободили трюмы от всего лишнего,  грузили морскую пехоту, и корабль выходил в море на боевое задание, – вспоминает Иван Ткалич. – Высаживали десанты на Курильские острова, прошли по всем – от острова до острова, поддерживая высадки наших десантников артиллерийским огнем. Принимали на борт раненых, возвращались на базу, небольшая передышка – и опять в поход. Потом пошли к берегам Кореи высаживать десанты в портах Юки, Расин и Сейсин. Особенно крепко держались японцы в Сейсине, где был большой гарнизон, и к ним еще подошли разбитые части Квантунской армии. На берегу шли бои, и по нашим кораблям, что стояли в гавани, японцы тоже вели артиллерийский огонь, а мы отвечали, конечно.

Во время боев за Сейсин однотипный с фрегатом Ткалича ЭК-2 под командованием капитан-лейтенанта Л.С. Миронова, осуществляя огневую поддержку десанта, выпустил по врагу 3216 снарядов и нанес ему значительный ущерб. Не менее интенсивный огонь вел и корабль Ивана Ткалича. Это были одни из последних залпов Второй мировой войны. В феврале 1950-го сторожевые корабли типа ЭК вернули военно-морским силам США.

А еще после этого в 1951 году ушел в запас старшина второй статьи Иван Ткалич. Вернулся домой, в село Северка Ключевского района, затем жил и работал в Казахстане, поднимал целину. В последние годы живет в городе Яровое.

Фото А. КРИВОНОЖКО.

Справка
Ленд-лиз (от англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединёнными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов.

Фоторепортаж