Выставка «Русский проект» открылась в Барнауле

18:44, 31 мая 2019г, Культура 1438


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Выставка Юрия Юрасова «Русский проект», открывшаяся в Художественном музее, посвящена 70-летию автора. Экспозиция представляет не просто новые работы из мастерской живописца, но и в некотором смысле нового Юрасова – более откровенного и серьезного, чем тот, к которому мы когда-то привыкли.

Спектакль и сцена

Последняя большая персональная выставка Юрасова в ГХМАК случилась ровно 10 лет назад. В 2009-м художник, живший в Москве и имевший там определенный успех, вернулся в Барнаул по семейным обстоятельствам и некоторое время украшал своими совершенно своеобразными работами коллективные выставки Союза художников. Местному зрителю, воспитанному в основном на прямодушном реализме, его стильные и откровенно постмодернистские произведения не могли не запомниться.

Искусствоведы тогда писали о творчестве Юрасова, что его отличают яркая образность и стилистика нарочитого примитивизма. «Его картина – это своеобразное театрализованное представление, мини-спектакль со свойственной ему мизансценой, одним или несколькими персонажами, явным и скрытым замыслом».

Отношение живописца к внутреннему пространству картины как к сцене, на которой разворачивается исторический, литературный или бытовой сюжет (даже если это просто натюрморт!), в новых работах никуда не делось. Но тот ироничный театральный, порой даже откровенно балаганный дух явно мутировал в сторону глубокого внутреннего драматизма. Это отмечали и гости вернисажа, и куратор выставки, старший научный сотрудник ГХМАК Евгений Пешков:

– Если раньше художник присутствовал в собственных работах скорее как лицедей и всегда чувствовалось его отстранение, игра с искусством и со зрителем, то теперь он честен. Когда эти новые полотна все вместе в одном зале, очевидно, что начался другой этап, более жесткий, и он сильно воздействует.

В одном континууме

И все-таки именно театру посвящена первая часть экспозиции. Работы «Король Лир», «Макбет», «Тевье-молочник», по сути, театральные плакаты на холстах, они были написаны по заказу театра Олега Табакова, но из-за смерти артиста проект так и остался не реализован.

Второй раздел открывается драматичной цитатой знаменитой «Притчи о слепых» Питера Брейгеля Старшего – монохромным полотном «Выбор», а продолжается несколькими сдержанными работами нового библейского цикла. Главная стена отдана самым личным произведениям, стилистически и колористически тоже объединенным в некую серию: «Хлам», «Карусель», «Мама». Хотя всеобщее внимание неизбежно привлекает, возможно, самая спорная работа в экспозиции – «Янус», выросшая из любви художника к Достоевскому.

– На мой взгляд, Юрасов сейчас несколько упрощает свою философскую подоплеку, и это правильно, – считает искусствовед доктор философских наук, действительный член Академии художеств Михаил Шишин. – Библейская тема ему здорово помогла, все-таки это книга для вечного вдохновения художника. Важно, что он не утрачивает живописности, – это его сильная сторона. У него добротная композиция, хорошее сочетание философичности и реакции на современность. А еще он умеет соединять разные времена, для него прошлое, настоящее и будущее пребывают как бы в одном континууме.

Выставка «Русский проект» работает до 29 июня.

Юрий Юрасов родился в Барнауле в 1949 году. Искусством увлекся в армии, а позже, работая сборщиком на Барнаульском шинном заводе, брал уроки живописи у известнейшего художника Николая Иванова, который тогда возглавлял на предприятии бюро эстетики. Но профессиональное образование Юрасов получил в Кемеровском художественном училище (где позже преподавал).

Именно в Кемерово в самом конце 1980-х была создана творческая группа «Бедная Лиза», которая объединила молодых художников, тяготевших к авангарду, иронии и хулиганским сюжетам. В 90-е выставки этого неформального коллектива, возглавляемого Юрасовым, стали настоящим явлением в сибирском искусстве. В 1999 году группа перестала существовать, а с 2001 года в жизни художника начался московский период. Он выполнял работы на заказ, участвовал в выставочных проектах по современному искусству, много сотрудничал с театрами.

Фоторепортаж