Выставка «Я пришел дать вам волю» открылась в Барнауле

17:11, 25 июля 2019г, Культура 1637


1
1

В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «Я пришел дать вам волю». В экспозиции – 18 большеразмерных иллюстраций к одноименному роману Шукшина, созданных выдающимся алтайским графиком Александром Дерявским (1935 – 1993).

Роман о Степане Разине был выпущен Алтайским книжным издательством в 1984 году, но этому предшествовали годы «запойной работы» художника над образами шукшинской книги. Есть одна тонкость: говоря «иллюстрация», мы обычно подразумеваем книжный масштаб и небольшие размеры листа. Но над этим романом Дерявский работал как график-станковист, создав без малого сотню черно-белых и цветных иллюстраций размером 80х60 сантиметров. И в музейных залах они поражают своей экспрессией, так созвучной шукшинскому тексту.

Потрясённый книгой

Куратор экспозиции Оксана Сидорова показывает обычные гусиные перышки, заточенные мастером, а рядом в витрине – большие металлические с наконечниками, специально опутанными проволокой.

– Эти перья нам предоставили коллеги из ГМИЛИКА, там есть личный фонд художника Дерявского, – объясняет она. – Работая над этой книгой, художник рисовал гуашью и связывал гусиные перья по два, по три, чтобы создать впечатление живописного мазка на бумаге и передать накал страстей. Иллюстрации к Шукшину у него вообще отличаются от всего, что он делал прежде.

Что, наверное, неудивительно: художник причислял себя к когорте людей, потрясенных шукшинскими книгами и фильмами.

Дерявский родился в селе Лебяжьем в большой семье, где было 11 детей. И когда после восьмого класса он захотел поступать в Казанское художественное училище, это серьезно обсуждалось на семейном совете – жили очень бедно. Другой выдающийся алтайский график, педагог и бывший художественный редактор книжного издательства Владимир Раменский, тоже учившийся в Казанском училище, вспоминал, что и там юному Дерявскому приходилось непросто. Было время, когда он буквально жил на чердаке училища, постоянно подрабатывал, даже рисовал за сокурсников отчетные работы. И в те же годы тяжело заболел.

Образ в развитии

С 1956 года молодой художник начинает работать для Алтайского книжного издательства, а затем долго сотрудничает с московским издательством «Молодая гвардия», проиллюстрировав семнадцать книг советских и зарубежных писателей. Тот же Раменский как-то рассказывал, что купил книжку столичного издательства из-за прекрасных иллюстраций, а дома обнаружил, что их автором был Дерявский. Московский период, как говорят в музее, прервался из-за болезни. Художник вернулся в родное Лебяжье, работал дома в закутке буквально два на три метра, который называл «мой угол».

– Мои коллеги, знавшие художника, рассказывали, что он был очень требователен к себе и характер у него был непростой, – говорит Оксана Сидорова. – Например, когда какие-то его рисунки не принимались издательством, Дерявский мог просто все сжечь, бросить в печку. А иллюстрации оставались в собственности издательства. Так что сотрудникам музея приходилось проявлять инициативу, чтобы заполучить его произведения.

В музее говорят, что каждую книгу Дерявский делал в другой пластической манере, отталкиваясь от языка и стиля писателя. Например, работая над шукшинским романом, он персонифицировал историю, создавая портреты главных героев, похожие на кинокадры, и уделяя особое внимание выразительным рукам персонажей. Примерно из сотни иллюстраций около двадцати были посвящены исключительно Степану Разину, противоречивый образ которого художник показал в развитии.

– В сцене казни Разину было важно, какой люди запомнят его смерть. И вы можете видеть силу человека, скованного цепями, которому буквально не хватает пространства листа, – говорит куратор. – Сравните этот образ с персидской княжной, которая похожа на цветок на тонком стебле! А в коридоре мы видим патриарха Никона, который своей мощью просто обрушивается на зрителя. Мы долго не могли найти ему место в экспозиции, потому что для этого образа нужна была какая-то отдельная стена… Художник говорил, что книжная графика позволяет ему быть внутренне свободным.

Выставка работает до 24 августа.

Фоторепортаж