История одного алтайского поэта

07:45, 23 января 2023г, Культура 842


История одного алтайского поэта Фото №1

О замечательном уроженце села Волчно-Бурлинского помнят на его малой родине.

Строки биографии

Поэт-песенник Василий Пухначёв родился в 1910 году в селе Волчно-Бурлинское Крутихинского района в семье сельского учителя. Поначалу он тоже выбрал профессию педагога: в 1926-м, окончив в Камне школу с педагогическим уклоном, заведовал школой в коммуне имени Степана Разина, работал инспектором политпросвета в Камне. В 18(!) лет наш герой заведовал уже отделом народного образования Коченёвского района Новосибирской области. Затем – служба в РККА на Дальнем Востоке в прославленной Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, которой командовал Блюхер. Там же Пухначёв начал журналистскую деятельность: сначала в полковой газете «В поход», затем в армейской «На страже».

В 1939-м Василий Пухначёв приехал в Новосибирск. Он был одним из организаторов и первым начальником Ансамбля песни и пляски Сибирского военного округа. Художественным руководителем коллектива стал другой наш земляк, уроженец Барнаула композитор А.П. Новиков. В первые дни Великой Отечественной войны Пухначёв и Новиков написали песню «Россия», под которую на новосибирском вокзале провожали воинов-сибиряков на фронт.

В ноябре 1941-го вместе с ансамблем Пухначёв прибыл на 2-й Прибалтийский, позже был направлен в политуправление фронта, где прослужил до конца войны. Пухначёв и Новиков написали несколько популярных произведений на военную тему: «Песню Сибирских полков», «Сибирскую строевую», «Нас не испугаешь», «Песню лыжных батальонов». Уже по окончании Великой Отечественной Пухначёв и Новиков создали песни «Едут солдаты с победой домой» и «Встречай, дорогая!» (вошла в документальный фильм «Сибиряки-гвардейцы»). Наиболее значительным произведением Новикова, созданным в годы войны, стала кантата-симфония «Мщение» на стихи Пухначёва.

После окончания войны Василий Пухначёв возглавлял управление культуры Новосибирска. С 1947 года – на творческой работе. Наш герой сотрудничал со многими известными композиторами, такими как В. Левашов, В. Мурадели, Т. Хренников.

Творчество поэта многогранно. Он был не только талантливым поэтом-песенником, собирателем фольклора, его перу принадлежат крупные поэтические произведения: «Ермак», «Сказ о Васюганье», «Ильичёво поле». На основе поэмы «Ермак» композитор Александр Касьянов создал одноименную оперу, которая исполнялась артистами Новосибирского театра оперы и балета. Василием Пухначёвым были созданы и прозаические произведения, среди которых очерки и рассказы о тружениках родного края, сказки и рассказы для детей. «Певец сибирского края», «крупное явление в культурной жизни Сибири» – такими эпитетами награждали Пухначёва все знавшие его.

Нельзя не отметить, что Василий Михайлович вырастил достойных сыновей. Младший его сын уже ушел из жизни – он был ученым, известным популяризатором науки, работал в журнале «Наука и жизнь». Старший сын – член-корреспондент Российской академии наук, доктор физико-математических наук, профессор.

Босиком до Мавзолея

– Желая сохранить память об удивительном земляке, мы начали собирать документальный материал о жизни и деятельности Василия Михайловича. На наши просьбы откликнулись работники Новосибирского, Каменского и Сузунского краеведческих музеев, Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтайского края (ГМИЛИКА), жители нашего села, – рассказал ветеран педагогики, лауреат Титовской премии Михаил Ягунов.

Немало интересных документов уже удалось найти энтузиастам из Волчно-Бурлинского. Так, в фонде Новосибирского краеведческого музея обнаружилась фотография матери поэта, Марии Фоминичны. Именно благодаря ей Пухначёв прикоснулся к чуду народной песни, ставшей впоследствии основой всей его поэтической работы. 

В книге «Мне довелось…» он вспоминал: «В небольшой учительской квартире при школе долгими зимними вечерами мама, Мария Фоминична, и жена дяди, Татьяна Фёдоровна, пели за каким-нибудь рукоделием старинные сибирские песни, а я, мальчонка, слушал и слушал их и с той поры породнился на всю жизнь с песнями моего народа». Он и сам потом записал немало народных песен от сибирских сказителей, но услышанные от матери остались поистине краеугольным камнем его творчества.

Василий Михайлович Пухначёв обладал глубинным ощущением народной песни, позволявшим ему даже по какому-то отдельному фрагменту воссоздавать ее цельный облик. Красноречивой иллюстрацией может служить такой пример. В 1950-х годах сибирские композиторы организовали экспедицию по сбору песенного фольклора в Нарыме. В одном из сел две старушки напели им чудесную по мелодии песню, но из слов помнили только три начальных фразы. Вернувшись в Новосибирск, композиторы А.П. Новиков и В.С. Левашов попросили Пухначёва продолжить, дописать песню. Василий Михайлович прекрасно справился с задачей, и песня вошла в репертуар Сибирского народного хора.

Интересный документальный факт нашей истории был бережно сохранен в Каменском краеведческом музее. Это фотография и воспоминания отличника народного образования М.С. Рожновой. Вот о каком событии в жизни будущего поэта она рассказала: «В 1925 году в школе II ступени города Камня преподавателем работал Василий Свистунов… Вот он-то нам, выпускникам 1925 года, подал мысль поехать всем классом в Москву, пополнить педагогические знания в опытной станции по народному образованию. Эта станция была организована в 1919 году советским педагогом Станиславом Теофиловичем Шацким. Под его руководством здесь разрабатывали и на практике проверяли методы учебно-воспитательной работы советской школы и подготовке учителей.

В наши дни никого не удивишь поездкой в Москву, а в то время это было целым событием. Средств на поездку не было, но желание побывать в Москве преодолело все препятствия. В течение зимы мы устраивали платные концерты, вечера, за счет которых пополняли наши скудные средства, а часть внесли родители. Продуктами питания обеспечивали каждый себя, но все это вносили в общий котел.

В Москве хотелось все посмотреть, больше узнать, поэтому приходилось много ходить: ведь метро не было и другого транспорта не хватало. Мы были обуты в сандалии: это легко и дешево, но их нам не хватило на срок пребывания, многие из нас ходили по Москве босиком. В первой половине дня мы занимались на опытной станции, а во второй половине посещали музеи столицы.

Перед отъездом из Москвы посетили Мавзолей В.И. Ленина (здание было деревянное). Выйдя из Мавзолея, сфотографировались на Красной площади. Отсюда наш путь был в сельскую школу, где каждого ждала любознательная детвора и жаждущие знаний взрослые люди».

Песня зазвучала

Помимо сбора материалов о знаменитом земляке, волчнобурлинцы отметили его день рождения в январе знаковым событием – в селе прошли Пухначёвские читки.

Как это было? Слово Михаилу Ягунову:

– Атмосфера, созданная директором Дома культуры Татьяной Карловой, постепенно привела нас в мир приятных воспоминаний. С неповторимой нежностью звучали стихи Юрия Реутова из Крутихи, Любови Сузриковой из Прыганки, Нины Красноруцкой из Волчно-Бурлинского. Мы представили, с каким вниманием во время читок газет и журналов в начале прошлого века слушали наши односельчане грамотного и энергичного Василия Пухначёва.

Лились стихи Василия Михайловича в исполнении сотрудника районной библиотеки Инны Емченко, проникновенно звучал отрывок из поэмы «Сказ о Васюганье» в исполнении председателя совета ветеранов Волчно-Бурлинского Людмилы Лебедевой. И какие же читки без замечательных песен! В исполнении местной фольклорной группы «Рябинушка» мы услышали самую узнаваемую песню Василия Михайловича – «Над широкой Обью». Кстати, женщины много лет исполняли песню «Над полями зорька светлая», считая ее народной. Оказалось, она – пухначевская! И сегодня эта песня зазвучала по-особенному…

Администрация села выделила специальное помещение для комнаты-музея В.М. Пухначёва, и для нее уже поступили первые экспонаты. Сбор материала энтузиастами будет продолжен. Также в селе намерены провести спортивные соревнования в честь земляка, подготовить конкурс видеороликов «Пою мою Сибирь» – и это еще не все планы.

Фоторепортаж