Женщина-машинист: экстрим, приметы и судьба

12:45, 18 декабря 2018г, Общество 1903


1
1

Как тепловозы боролись с паводком, легко ли водить стовагонники и как организм подстраивался под 20-часовый перегон, нам рассказала рубцовчанка Татьяна Мелешкина. В прошлом – единственная на Алтае женщина-машинист тепловоза.

В особом режиме

Вести тепловоз не так просто, как может показаться со стороны. Когда сзади состав из 64 груженных лесом или углем вагонов, следующий из Алейска в Семипалатинск, а движение на железной дороге очень интенсивное, то перегон может занять 20 часов и более. И если летом можно выйти на разъезде размять ноги, то зимой тепловоз не покинешь, ведь отопление отключать нельзя. Организму приходится подстраиваться под рабочий график, а не под время суток.

– Был случай: подняли нас в Алейске, говорят, надо мост держать, – вспоминает Татьяна Николаевна. – Мы сначала не поняли, как держать и при чем здесь тепловозы. Оказалось, вода в реке поднялась. Чтобы мост не снесло, тепловозы 12 часов стояли на нем.

Доводилось водить и составы-стовагонники – проводили в советские времена такой эксперимент. Однако быстро свернули – не оказалось путей, на которых могли бы стоять эти гиганты, только следовать по «зеленой улице», что мешало движению других поездов.

А как-то раз пришлось работать 8 марта. Срочно вызвали в поездку, да еще и с оборотом, то есть нужно было ехать туда и обратно.

– Поезд тяжелый, с углем. Ему дают зеленый свет, но все равно выбиваюсь из графика. А на станциях шутят: «Почему опаздывает? Ну, так женщина ведет».

Большая семья

Курьезных случаев у Татьяны Мелешкиной за 10 лет работы на тепловозе набралось немало. Рубцовские железнодорожники привыкли к тому, что среди сотрудников локомотивных бригад есть женщина, а другие коллеги нередко попадали впросак.

Однажды Татьяна отправилась осматривать ходовую часть, и вдруг окрик: «Тебе чего здесь надо?» Бдительность проявил помощник на станции Алейская. И никак не хотел верить ее словам: «Я машинист!»

А сколько раз принимали за щупленького паренька, а затем с удивлением восклицали: «Да ты, парень, девка что ли?!»

В бригаде к Татьяне всегда относились по-отечески. Понимали, что ей приходится испытывать определенные неудобства. Например, душ был только один, мужской, и когда она мылась, напарник «дежурил на вахте».

Те времена Татьяна Николаевна вспоминает с ностальгией. Бригада была молодежная, дружная, ее организовал Яков Кононов. Вместе проводили не только рабочее время, но и отдыхали, занимались общественной работой, знали друг о друге все, и готовы были прийти на помощь. Коллектив депо насчитывал полторы тысячи человек, всех машинистов Татьяна Мелешкина до сих пор помнит по имени-отчеству

Детство

В поселке Тайга Кемеровской области развлечений у ребятни было не так уж много: на улице поиграть да на велосипеде покататься. А уж если кто из взрослых усаживал на мотоцикл – не было предела счастью. Татьяне Мелешкиной повезло еще больше: папа-машинист нередко брал ее с собой в поездки.

Первым делом – тепловозы!

Прокатиться на настоящем электровозе в кабине машиниста – другие о таком и мечтать не могли. Вскоре Таня совсем не по-девчоночьи стала проявлять интерес к огромной железной машине, захотела знать, как она устроена. Но отец, Николай Захарович, объяснил, что главное на транспорте не рычаги и винтики, а обеспечение безопасности движения, неукоснительное соблюдение инструкций, отступление от которых может привести к тяжелейшим последствиям. Хочешь работать на железной дороге – заруби это на носу.

Решение девушки поступить в Омский институт железнодорожного транспорта оказалось вполне закономерным. Однако Таня быстро заскучала по дому, забрала документы из вуза и стала студенткой Тайгинского техникума железнодорожного транспорта, поступив на обучение по специальности «тепловозное хозяйство». Говорит, что тепловозы ей всегда нравились больше электровозов, да и география распределения после учебы была шире. Приемная комиссия, конечно, ахнула, увидев юную абитуриентку, и выдвинула условие: примем, если пообещаешь, что не сбежишь через год. Не сбежала.

В группе она была единственной девушкой, но от парней не отставала ни в учебе, ни на практических занятиях. К тому же отец щедро делился своим опытом, и даже устраивал дочери домашние экзамены, чтобы она не ударила в грязь лицом перед преподавателями.

Путь к цели

Татьяну Мелешкину распределили в Рубцовское локомотивное депо, куда ее приняли на должность слесаря. Получила в этой профессии третий разряд, что давало право допуска к поездной работе. Но мечта никак не становилась ближе. Руководство депо решительно не хотело подпускать миниатюрную девушку к тепловозу, сулило ей другие хорошие должности. А она проявила такой характер, которого никто не ожидал: написала в ведомственную газету «Гудок». В то время сила печатного слова была велика. Сам замминистра путей железнодорожного сообщения велел разобраться. Татьяну направили на медкомиссию, которую она успешно прошла.

На тепловозе машинист и помощник – неразрывный тандем. Они должны не просто быть профессионалами, а понимать друг друга с полуслова. А тут неопытная девчонка. Да на нее даже формы железнодорожной нет 44 размера! К слову, шить ее пришлось в воинской части на заказ.

Рискнул работник со стажем Виктор Кабанцов. Со своим первым наставником Татьяна проработала целый год, выросла профессионально. И уже на следующий год ее как опытного помощника прикрепили к молодому машинисту. А настоящего машиниста сделал из нее железнодорожник Сергей Михеев.

– Есть неписаный закон: машинист сам выбирает себе помощника, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Я захотела работать с Владимиром Потеминым. Этот человек чувствовал тепловоз как никто другой, прямо каким-то шестым чувством обладал. А главное, на него всегда можно было положиться.

Всё правильно!

Наша героиня доказала и себе, и скептикам, что женщина на тепловозе, как и на корабле, вовсе не приносит несчастье. Главное – интерес к делу и желание выполнить его как можно лучше.

О ней не раз писали газеты – все-таки единственная женщина-машинист на Алтайской железной дороге. А вот фотографий в форме железнодорожника в альбоме нет ни одной.

– Никогда не любила фотографироваться, – признается она. – Да и не принято было раньше фотосессии устраивать, о работе думали.

Через некоторое время Татьяне Мелешкиной по семейным обстоятельствам пришлось поменять место машиниста на труд в депо – уж слишком плакала дочь, когда видела, как мама надевает форму, что означало хоть и недолгую, но все же разлуку. И Татьяна посчитала, что материнство важнее.

Жалеет ли она о чем-то? Нет. Хотя порой появляется желание сесть в тепловоз и повести его.

– Я ведь современные тепловозы почти не захватила. Они намного мощнее. Если у нашего было 4,5 тыс. лошадиных сил, то у этих все 6 тысяч, – говорит она. – Но принципиальной разницы нет: дизель он и есть дизель. Мы еще в техникуме в 1970-х изучали новые для тех лет тепловозы, которые тогда только в европейской части ходили. На Рубцовской ветке они до сих пор работают, ведь электролиний нет.

И пусть на пятки дизельным машинам наступают электровозы, и когда-то профессия машиниста тепловоза уйдет в прошлое, неизменной останется главная задача машиниста – обеспечение безопасности движения. И пока существует железная дорога, по ней будут ходить поезда.

Кстати, дочь Татьяны Николаевны продолжила династию железнодорожников. Тепловозы, конечно, не водит, но работает в этой отрасли. А внуки недавно с удивлением узнали, что их бабушка, оказывается, самый настоящий машинист!

Фото автора

Фоторепортаж