Жительница Барнаула реставрирует детские игрушки

19:43, 24 сентября 2023г, Общество 758


Жительница Барнаула реставрирует детские игрушки Фото №1

Помните, как в стихотворении Корнея Чуковского: «Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…»?


В Барнауле живет такой чудесный «доктор». Только сидит Юлия Романова не под деревом, а в мастерской, и «принимает» не животных, а игрушки. На ее счету сотни спасенных плюшевых жизней: зайчат, медвежат, обезьянок. Как она восстанавливает шубки и лечит лапки, узнала «АП».

Пришло из детства

Впервые идея реставрировать игрушки возникла у Юлии в детстве, тогда ей захотелось восстановить своего домашнего медведя.

– Этот мишка и стал началом моего пути к освоению реставрационных техник, а еще повлияла профессия моего папы-хирурга, – улыбается Юлия.

С детства девушку окружали игрушки, но только после получения второго диплома о высшем образовании она всерьез занялась обучением для работы в этом направлении. Вначале было необходимо освоить техники пошива авторских мягких игрушек, чтобы понимать тему из собственной практики.

– Вообще, я воспринимаю это в каком-то смысле как работу доктора. Все игрушки и куклы, которые поступают ко мне на реставрацию, для меня как бы пациенты, а моя задача их «вылечить», поставить на ножки и вернуть хозяину, – считает девушка.

Юлия вспоминает, как однажды к ней обратилась родственница с просьбой посмотреть ее друга детства – любимого медведя, который был в плачевном состоянии. У мастера уже был опыт в работе с разными материалами, установкой крепежей, поэтому и решила впервые применить свои новые реставрационные навыки.

– Ее эмоции от обновленного друга детства были просто непередаваемые. В тот момент я поняла, насколько это важно – помочь сохранить не просто старенькую игрушку, а память семьи, которая будет передаваться через них другим поколениям. С тех пор я погрузилась в тему реставрации с головой – стала читать специальную литературу, обратилась к музейщикам-реставраторам, ведь методика работы с текстилем применима на мягких игрушках, – отмечает девушка.

Она выяснила, какие материалы используются для очищения тканей, как их укрепляют, какие составы используют, чтобы не навредить ветхому текстилю. Узнала, что поролоновая набивка со временем превращается в токсичную липкую массу, которая опасна для здоровья, и все полученные знания стала внедрять в жизнь.

Больше старинных игрушек

В руки к Юлии попадает больше всего игрушек советского периода, начиная с пятидесятых годов прошлого века. Приносят и современные игрушки.

– Это та вещь, к которой ребенок прикипел и не бросает ее, даже если ему покупают новые. Как правило, они очень быстро затискиваются, приобретают порывы, потертости, могут начать отрываться лапки, глазки, носики, голова. Но видя привязанность к потрепанному другу, родители находят меня и просят продлить ему жизнь, – объясняет Юлия.

По мнению мастера, реставрация игрушек нужна для того, чтобы сохранить память своей семьи, ведь за каждой игрушкой порой стоит целая история.

– Я всегда стараюсь узнать историю поступающей игрушки. Часто это память о дорогом человеке, событии, месте, которое нам дорого. А еще это история, которую мы расскажем нашим детям, внукам, правнукам. К тому же, связь поколений, – считает девушка.

У каждого своя история

За каждой игрушкой – своя история. И они все разные. Кто-то приносит игрушку, когда-то принадлежавшую его родным – бабушкам, дедушкам, а может и пра-прабабушкам, – для семьи это настоящая реликвия. Кто-то хочет, чтобы его любимая игрушка из детства стала как новая.

– Однажды ко мне обратилась девушка с просьбой восстановить ее любимую тряпичную куклу, которая была настолько дорога для всей семьи, что меня попросили сохранить в этой кукле по возможности каждую ниточку. Кукла была в критическом состоянии, особенно лицо, – рассказывает Юлия. – Когда я ее отреставрировала, хозяйка встретила свою любимицу со слезами. Оказалось, что в детстве эта кукла была с ней всегда и везде – и даже на процедурах. У девочки в раннем возрасте обнаружили онкологию. Тогда произошло чудо – она поправилась, выросла, стала врачом.

Эта удивительная история для Юлии стала знаком свыше, что реставрация игрушек – важное и нужное дело для других людей.

Восстановительные работы можно сравнить с приемом у врача: осмотр, подробное описание состояния игрушки. Да-да, обо всех поступающих к Юлии на реставрацию игрушках делается запись в специальном журнале. Далее она изучает все утраты (порывы, потертости, трещины, отсутствие частей тела и т. п.). Если это мягкая игрушка, то происходит извлечение набивки, снятие крепежей лап и головы, выемка голосового механизма.

– Затем происходит чистка игрушки. Если она хранилась в плохо проветриваемом помещении или помещении с высокой влажностью, то проводится дополнительная обработка от плесени и грибков. После чистки – деликатная сушка. Пока игрушка сохнет, я занимаюсь чисткой крепежей, часто они проржавевшие, либо готовлю материалы для перетяжки кукол – донорскую пластмассу для восстановления ног, рук, специальную массу для прессопилочных кукол. Ищу материалы тех лет, когда игрушка была произведена, это необходимо для восстановления больших утрат из аутентичных материалов, – рассказывает мастер.

Потом идет процесс реставрации: если у куклы отделены конечности, Юлия восстанавливает трещины, наращивает из донорской пластмассы недостающие детали, возвращает макияж, работает с костюмом куклы. У мягких игрушек идет работа по устранению порывов, прорех, потертостей, восстановление глазок; если же они утрачены, то создание копий глазок.

Когда все неполадки устранены, начинается сбор игрушки по деталям. В мягких игрушках чистые крепления с лапками и головой встают на свои места. У кукол ручки и ножки вновь в первозданном виде. Голосовые механизмы также подлежат восстановлению, но бывают случаи, когда ревун рассыпается очень сильно и требуется заменить его на новый – тогда мишка обретет вновь голос.

Юлия считает, что своим делом она сохраняет и передает память семьи следующим поколениям. Ведь за каждой игрушкой – жизнь, а то и жизни дорогих нам людей.

Фоторепортаж