ВАНКУВЕР - БЕЛОКУРИХА - СОЧИ

ТРЕНЕР СБОРНОЙ РОССИИ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ ЮРИЙ КАМИНСКИЙ РАССКАЗАЛ «АП» О ПОДГОТОВКЕ СИЛЬНЕЙШИХ СПРИНТЕРОВ СТРАНЫ И О ТОМ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ ИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ОЛИМПИАДЕ-2010

00:00, 11 июня 2010г, Спорт 2567


ВАНКУВЕР - БЕЛОКУРИХА - СОЧИ Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Мы говорили в холле белокурихинского санатория «Россия», куда Юрий Каминский привез своих подопечных на восстановительные сборы. При мне к Саше Панжинскому - серебряному призеру Олимпиады - подошла пожилая женщина, чтобы сказать ему добрые слова за выступление в Ванкувере. Полгода прошло, а победный финиш Никиты Крюкова и Саши Панжинского помнят. Такие яркие эмоции они подарили.

Домой - не с пустыми руками

 

- Юрий Михайлович, почему вы выбрали Белокуриху?

- Сюда ездили наши сильнейшие саночники, бобслеисты, в прошлом году восстанавливалась олимпийская чемпионка биатлонистка Ольга Медведцева. Мы отправились уже по их следам. Лечебная база в Белокурихе - одна из лучших, по крайней мере в Сибири. Мы остались довольны и тем, как внимательно отнеслись к нашим спортсменам администрация и врачи санатория.

- От Никиты Крюкова узнал, что его мама родилась в Рубцовске, долго жила в Бийске. А вы с Алтаем раньше соприкасались?

- Я окончил Московский институт тонкой химической технологии. После учебы работал на оборонном предприятии НПО "Союз" и по долгу службы приезжал на Бийский химический комбинат, где занимался реорганизацией технологического процесса. Горжусь этим и сейчас. Но я все время был спортсменом. Даже в командировки брал с собой лыжи.

- Что напомнит вам об этой поездке кроме теплого приема?

- Увозим с собой продукцию предприятия "Биолит". Приобрести ее в Бийске посоветовал директор Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта Александр Григорьевич Тоневицкий. Сам он - выходец из МГУ, генетик. Об интересных находках на бийском предприятии ему рассказали коллеги-ученые из Томска: препараты "Биолита" способны улучшить общее состояние спортсменов во время тренировок и соревнований, повысить их работоспособность. Никакого отношения к запрещенным стимуляторам они не имеют.

 

Спринт – это шахматы со взрывом в эндшпиле

– Кто из наших земляков мог бы пополнить сборную России по лыжным гонкам в олимпийском Сочи?

– Могу говорить только о спринте. В прошлом году в гонке классическим стилем чемпионом России был ваш парень – Иван Гуляев. В олимпийском сезоне у него, к сожалению, не заладилось – видимо, сказались последствия травмы. Но мы продолжаем в него верить. Надеемся, что Иван составит конкуренцию тому же Никите Крюкову. Реальным кандидатом на поездку в Ванкувер была Ольга Кузюкова. Первоначально планировалось, что в олимпийском сезоне больший упор эта лыжница будет делать на спринт, но потом тренерский штаб сборной России определил ее в дистанционщицы. Я же считаю Ольгу чистым спринтером. Не помню фамилии, но есть перспективная девушка из Алтайского края в юниорской сборной России (Елена Серохвостова. – В.Д.).

– В Рубцовске, откуда, кстати, вышла Ольга Кузюкова, проводят интересный эксперимент: в раннем возрасте определяют, к какому виду спорта ребенок имеет склонность. Известно, что флегматик лучше проявит себя в циклических видах спорта, где много монотонной работы. Холерику больше подойдут игровые виды спорта. А какой темперамент должен быть у лыжного спринтера?

– Не важно, какой у человека темперамент, в лыжном спринте надо быть хладнокровным. Есть у нас в команде талантливый парень, который не выносит, когда его зажимают – обязательно надо бежать первым. Вот и петляет по трассе как заяц. В итоге так умается, что на финишный рывок уже нет сил. Как ведут себя ведущие спортсмены – вся мировая элита? Они не мечутся: бегут – и одновременно просчитывают варианты гонки. Взять Крюкова в полуфинале Олимпиады. Два первых места позволяли выйти в финал напрямую. Когда соперники Никиту зажали, он быстро принял решение не лезть в рубку – не дай бог произойдет контакт, снимут с соревнований, – а сконцентрировался на третьем месте, постаравшись показать наилучшее время. В итоге по своему результату получил пропуск в шестерку сильнейших и выиграл золотую медаль. Хороший спринтер не должен терять голову. С одной стороны, у него должна быть фатальная уверенность в своей тактике, а с другой – если появляется шанс необратимо изменить ситуацию в свою пользу, реагировать надо молниеносно. Это особенно хорошо умеют делать два наших спортсмена – Крюков и Морилов.

В идеале спринтеру надо максимально быстро промчать всю дистанцию и взорваться на финише, когда в организме уже почти не осталось кислорода. Прошло время, когда спринт могли выиграть такие ярко выраженные дистанционщики, как Юлия Чепалова (трехкратная чемпионка Олимпийских игр, победила в спринтерской гонке в Солт-Лейк-Сити-2002. – В.Д.). Сейчас без взрывных качеств на короткой дистанции делать нечего. Женщины в сборной России пока не имеют четкой специализации, как мужчины. Но думаю, дальше она будет неизбежна.

 

Новое – хорошо забытое старое

– У вас техническое образование. Кем вы больше себя ощущаете: технарем или гуманитарием?

– Наверное, гуманитарием. В работе я делаю упор на психологию. Считаю, что тренер должен быть близок к спортсменам, всегда для них доступен. Но мне нравится выражение баскетболиста Панова, который в свое время одобрительно отозвался о работе в ЦСКА итальянского тренера Этторе Мессины: «Я не думал, что баскетбол может быть точной наукой». В лыжах сложно все рассчитать. Как можно угадать за несколько месяцев до события, например, погоду? Однако мы вывели модель олимпийского Ванкувера, которая оказалась близкой к действительности. Знание точных наук помогает мне в тренерских расчетах.

– То есть техническое образование это большой плюс?

– Само образование, как набор знаний, наверное, нет. А вот умение работать со специальной литературой, анализировать, формулировать задачи – этому в технических вузах учат лучше.

– Вы связываете успех спринтеров на Олимпиаде с увеличением подготовки в условиях среднегорья. При этом подчеркиваете – это еще советские знания. Почему же их не использовали?

– Так часто бывает – случится сбой, и начинают искать что-то новое. В какой-то момент решили – горы не нужны. А в свое время в горах два года работала научная группа, проверяла, сколько следует там находиться, чтобы набрать оптимальную форму. После выпустили методичку – я ее прочитал. Не уверен, что все тренеры до меня ее читали, хотя, может быть, и просматривали. Но просматривать одно, а внимательно читать – другое. Мы подобрали такой режим работы в горах, который хорош именно для спринтеров. Там есть нюансы, но это даже специалисту долго объяснять.

– Это правда, что вы привезли с собой в Белокуриху клюшки?

– Да. Для игры с мячом. Спринтерам полезны игровые виды спорта. Выбираем те, в которых риск травмироваться – минимальный. В играх развиваются координация, быстрота реакции. К примеру, Алексей Петухов часто запаздывает с решением, когда ситуация на трассе резко меняется. Если он в этом добавит, то может стать великим спринтером. В нынешнем сезоне Алексей первым из российских спринтеров стал призером в общем зачете Кубка мира.

Уроки Ванкувера

– Ваш тренерский дебют на Олимпиаде оказался удачным – российские спринтеры завоевали четыре медали разного достоинства. Какие выводы сделали из этого старта?

– Олимпийские игры – особые соревнования, это еще и политика. Николаю Морилову и Алексею Петухову (бронзовые призеры в спринтерской эстафете свободным стилем. – В.Д.) я сказал: это был ваш худший старт в сезоне, но за олимпийскую медаль вы получите признания больше, чем за все ваши победы на этапах Кубка мира. Кстати, их выступление в эстафете никак не могу заставить себя досмотреть до конца. Не улеглись еще эмоции – столько там было ошибок. Мой вывод: на Олимпиаде неимоверно возрастает роль психологической подготовки. Если бы в нашей команде был профессиональный психолог, результат мог быть другим. До Олимпиады Петухов и Морилов выиграли все этапы Кубка мира – и роль фаворитов на них страшно давила. Опять же норвежскую команду усилили Нортугом, который на этапах Кубка мира в спринтерских эстафетах не участвовал, и ребята отлично понимали – их задача сильно усложнилась. А тут еще Крюков и Панжинский, которые не считались фаворитами, выиграли «золото» и «серебро». Вроде теперь не гоже хуже выступить. Словом, я видел, какая на ребят навалилась тяжесть, как они перегорают. Пытался этот груз снять, но уделить им столько времени, сколько необходимо, не имел возможности, иначе пошли бы сбои на других направлениях моей работы.

Зато в индивидуальном спринте все вышло как нельзя лучше. И настрой у ребят был хороший, и мне удалось оказаться в нужном месте, найти нужные слова. Когда Панжинский и Крюков начали отрываться от Нортуга, я крикнул: «Уходите, сможете удержать скорость – не догонит!» Крюков потом говорил, что эти слова до конца подъема стояли у него в ушах, помогали терпеть темп. А Панжинскому перед финалом сказал: «Сейчас или никогда». Когда он стартовал, я находился на трассе, напутствие передал мой помощник Михаил Девятьяров. И Саша потом говорил: «Бегу, а эти слова со мной всю дистанцию».

– Что скажете о выступлении женщин?

– Думаю, результат был бы выше, если бы они не были почти три месяца в состоянии отбора на Олимпиаду – приехали в Ванкувер уже никакие.

 

Не надо махать шашкой

– В чем нас превосходят вечные соперники – скандинавы? А в чем, наоборот, проигрывают?

– У них лыжи, как у итальянцев – футбол. Лыжные гонки в Норвегии боготворят, отсюда этому виду спорта – зеленая улица. Организация у них – на высшем уровне. А у нас высшую школу тренеров упразднили. Многим сейчас не хватает образования. А в чем мы иностранцев превосходим – это в эмоциональном порыве. Как говорится, наши достоинства – продолжение наших недостатков. Норвежские смазчики лыж работают по науке, возят за собой специальный трейлер, все у них там есть, с нашими условиями не сравнить. Но попробуй им предложи поколдовать с мазями в ночь перед стартом. А наши будут сутки не спать, но так подготовят лыжи – все соперники обзавидуются. Нам бы организационные дела подтянуть – выйти на уровень советского спорта.

Мы даже повара не можем себе взять. Когда готовились к Олимпиаде в Ванкувере, с нами ездил в этом качестве отец одного из спортсменов. У норвежцев повар есть, у шведов есть, у итальянцев есть, а нам говорят: «Не положено». С весны прошлого года я пытался заполучить в команду психолога, договорился с лабораторией психологии ВНИИФК. Но когда пошли по кабинетам Министерства спорта, нас стали футболить. Все лето проходили по кругу – плюнули.

– А есть надежда, что в ближайшее время будут перемены? Все-таки разбор полетов после Ванкувера был достаточно жестким, проходил на самом высоком уровне?

– Мы на это надеемся. За подготовку спортсменов к Олимпиаде в Сочи в Министерстве спорта будет отвечать замминистра Юрий Дмитриевич Нагорных. Он понимает наши проблемы и пытается поставить дело на современные рельсы. Что-то уже меняется в лучшую сторону. Но в нашей бюрократической системе надолго ли его хватит? Вопрос, как ему будут помогать.

– Что вы ждете от конференции Федерации лыжных гонок России, которая 17 июня должна выбрать нового президента?

– Мне все равно, кто придет к руководству, главное – чтобы человек был компетентным, грамотно организовал работу. Как бы подавшего в отставку Владимира Логинова ни ругали, он сумел реорганизовать федерацию – в ней сейчас молодые, но уже достаточно опытные работники. Тренерский состав тоже имеет хорошую перспективу: подобрались люди, которые хотят получать новые знания, чего-то добиться. Логинов шел эволюционным путем. Если федерацию возглавит человек, который начнет махать шашкой, то ничего хорошего не будет.

Справка «АП»
Каминский Юрий Михайлович. Заслуженный тренер России. Родился 6.08.1961 года в г.Ефремове Тульской области. Кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам. Мог поступить учиться на факультет физвоспитания пединститута, но перетренировался и не прошел медкомиссию. Окончил Московский институт тонкой химической технологии. Работал на оборонном предприятии, затем в системе детско-юношеского спорта. В 2008 году назначен старшим тренером спринтерских сборных команд России по лыжным гонкам. Подготовил олимпийского чемпиона 2010 года в спринте Никиту Крюкова и серебряного призера этих же соревнований Александра Панжинского.

Фоторепортаж