И ДНК увидят, и паспорт сосне заведут

В генетической лесной лаборатории распаковали оборудование

00:00, 24 июля 2013г, Общество 1511


И ДНК увидят, и паспорт сосне заведут Фото №1

Новость горячая, и мы сразу поспешили посмотреть на приборы, которых никогда раньше в крае не было. По дороге даже подумалось: а вдруг уже начали отслеживать ген, который сохраняет наследственные качества лучших деревьев? 

В Алтайском селекционно-семеноводческом центре поднимаемся на второй этаж, где разместилась эта лаборатория общей стоимостью 19 миллионов рублей (для нее отведено около 94 квадратных метров). В одну из комнат открыта дверь.

Готовятся

Начальник отдела центра защиты леса Алтайского края Людмила Кальченко улыбается:

- Пока только готовимся к работе, так что вы не опоздали. У нас ничего секретного нет: здесь на современном импортном оборудовании будут работать специалисты, которые со дня на день отправятся учиться в Москву в отдел лесной генетики ФБУ «Рослесозащита». Преподавателя знаем – начальник отдела генетики и селекции Ольга Шишкина. Уже известно, кто едет от центра защиты леса Алтайского края.

Кстати, то, что в крае есть селекционно-семеноводческий центр, а он единственный в Сибири, позволит поставить на высокий уровень работу и генетической лаборатории.

Приборы выдержали дорогу, все дошло в целости и сохранности. Людмила Ивановна показывает устройство, чем-то напомнившее мне обычную небольшую электроплитку.

- Это – магнитная мешалка, помогает сделать нужный раствор для выделения ДНК, – говорит она.

Все свидетельствует о том, что в край пришла поддержка для лесной практики. Например, прибор, без которого работа на мировом уровне по паспортизации лесосеменных объектов и фитопатологии будет затруднена. Микротермостаты, система высшей очистки воды и т.д.

Оборудование позволит проводить сравнительный анализ любой растительной ДНК – как качественный, так и количественный. Такие понятия, как генетическая паспортизация лесосеменных объектов, определение генетического и географического происхождения семян, саженцев, древесины, и другие работы станут обычной процедурой.

Сейчас ждут секвенатор – главный прибор, с помощью которого можно будет обрабатывать полученные результаты. Есть фотометр, который необходим для определения в хвое хлорофилла.

Переносят коробки молодые ребята.

- Всегда готовы помочь, – говорят парни.

Знакомимся: слесарь-ремонтник Николай Монин. Он устроился в селекционно-семеноводческий центр после службы в армии, учится в машиностроительном колледже. Собирается переводиться на заочное отделение. Весной монтировал сложное поливочное оборудование, форсунки, распылители, трубы, шланги. Удивился, когда узнал, что 5 установок одновременно могут поливать 3,5 миллиона сеянцев.

А Дмитрий Чернышов пока держит дистиллятор, рассказывает, что он – студент, учится в Алтайском государственном медицинском университете, говорит, что узнал много нового для себя.

Масштабы немалые

Все здесь интересно. Дмитрий уже занимался с другими бойцами студенческого стройотряда посевом сосны обыкновенной. Гордится, что поучаствовал в судьбе леса. Посеяли 21 000 сосенок и лиственниц по современнейшей технологии.

Расширило кругозор студентов знакомство с технологическим процессом на участках селекционно-семеноводческого центра. Здесь они трудятся в качестве разнорабочих. Идет третий трудовой семестр, а получается, что проходят здесь будущие врачи и хорошую лесную подготовку. Теперь они, конечно, знают, что генетическая лаборатория позволит выйти на мировой уровень в работе с объектами Единого генетико-селекционного комплекса (ЕГСК), что включает он плюсовые деревья, плюсовые насаждения, генетические резерваты, архивы клонов и так далее. Это интересно будущим врачам, они знают, что сильные леса – это здоровье человека и планеты.

Людмила Кальченко говорит, что государственные стандарты в России для лабораторий по анализу ДНК растений в настоящее время пока не разработаны, а существуют медицинские.

- В медицине все очень строго, поскольку работа проводится с ДНК человека. С растениями проще. За основу взято оборудование генетической лаборатории в Институте леса Национальной академии наук Беларуси, где подобные работы уже ведутся.

Появляется возможность определить с большой достоверностью любой живой организм, вызывающий болезни у растений, распознать вирусы, бактерии, грибы. Теперь появилась реальная возможность отслеживать ген, который сохраняет наследственные качества лучших деревьев.

Необходимо безошибочно установить точное происхождение дерева. Для установления родословных связей и требуется генетический анализ.

Итак, все движется в нужном направлении – вперед. Хорошая, обнадеживающая деталь, когда специалисты живут ожиданием. Мощные компьютеры дадут возможность для выхода в единую базу ДНК.

А когда лаборатория заработает, здесь сравнят ДНК плюсовых деревьев, тех, самых лучших и сильных, и их клонов на соответствие клонов материнским деревьям. Это необходимо для составления генетической паспортизации лесосеменных объектов.

По сообщению пресс-службы управления лесами Алтайского края, в генетической лаборатории, созданной на базе лесного селекционно-семеноводческого центра, будут устанавливать происхождение незаконно срубленной древесины.

Доктор сельскохозяйственных наук, директор Западно-Сибирского филиала Института леса им. В.Н. Сукачёва Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск) Вячеслав Тараканов, курирующий работы по лесной генетике в нашем крае, подчеркнул значение лаборатории, которая осенью начнёт проводить полноценные исследования. С её помощью будет создан банк данных генома основных лесообразующих пород Западной Сибири и Урала. Селекционеры смогут выявлять потомство плюсовых (лучших по породным качествам) деревьев, тем самым приближаясь к главному открытию лесной науки – получению сортовых семян. Благодаря экспресс-анализу, который станет доступным для генетиков, можно будет идентифицировать происхождение незаконно срубленной древесины.

Кроме того, учёные планируют отслеживать оборот репродуктивного материала – семян, саженцев, черенков, клонов, чтобы не допустить распространения потомства деревьев в несвойственных для них территориях произрастания. Также исследователи возьмутся за определение генетических линий деревьев, устойчивых к различным вредителям и болезням, что позволит обезопасить леса от заражения.

В России всего четыре лесные генетические лаборатории с современным оборудованием – в Москве, Воронеже, Красноярске и Алтайском крае. 

Фоторепортаж