Транспортная составляющая

Федеральная служба по тарифам утвердила скидки на железнодорожные перевозки зерна

00:00, 07 августа 2013г, Общество 1565


Транспортная составляющая Фото №1

Правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ на июльском заседании решило установить скидку на железнодорожные перевозки зерна и продуктов его переработки на расстояние более 2 тыс. километров в размере 67%.

Куда девать муку?

Как уточняет «Интерфакс», сейчас предоставляется 50%-ный дисконт за транспортировку этой продукции внутри страны в Сибирь, на Дальний Восток и обратно более чем на 1,1 тыс. км, 72%-ная скидка за расстояние, превышающее 2,5 тыс. км, а также дополнительная наценка 4% для жмыхов и шротов.

Решение принято с учетом требований членства РФ в ВТО, а также функционирования единого экономического пространства с Казахстаном и Белоруссией по итогам заседания у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, отвечающего за развитие отечественного АПК.

«При этом наиболее существенное снижение тарифов (до 47%) достигается при транспортировке зерновой продукции в направлении российских дальневосточных портов», – подчеркивают в ФСТ.

Данное решение позволит создать равные условия перевозок зерновых грузов для всех производителей и обеспечить применение скидки на всей территории РФ – не только на внутригосударственные и экспортные перевозки оте-чественной сельхозпродукции, но и в сообщении со странами ЕЭП (в том числе транзитные перевозки зерна казахстанских производителей через российские порты).

Это – безусловная победа казахстанских экспортеров зерна и здравого смысла над РЖД. Наши южные соседи считали железнодорожные услуги большого брата «разорительными» и «заставляющими худеть». Достаточно сказать, что перевозка на 90 км по российским дорогам обходилась казахстанцам как на 2 тыс. км по внутренним маршрутам.

Все это привело к тому, что Казахстан еще весной предупредил РФ о полном прекращении транзита своего зерна до черноморских портов. Между тем экспортный потенциал этой страны в текущем году – до 7 млн. тонн, а РЖД еще в апреле зарегистрировали значительное сокращение грузопотоков.

- Доставка тонны алтайской пшеницы до Новороссийска обходилась в 130-160 долларов США, что разорительно для производителя», – считает глава КФК из села Полковниково Косихинского района Сергей Горлов. Целых два года он держал урожай ржи на элеваторе, после того как цена на нее неожиданно рухнула до 1,5 тыс. рублей за тонну. Хорошей цены Горлов таки дождался, но для многих это роскошь из-за кредитов и долгов.

- Мы традиционно ругаем наших переработчиков, но справедливости ради надо сказать, что они забирают до 2,5 млн. тонн зерна, или до половины алтайского урожая, – говорит он.

В свободной продаже остается еще примерно полпирамиды Хеопса, вздумай египтяне сделать ее не из каменных блоков, а из алтайского зерна.

Вице-президент Союза зернопереработчиков Алтайского края Валерий Гачман также считает ж/д тарифы до портов Черного, Балтийского морей и Тихого океана основной угрозой для аграрного Алтая. По его мнению, при увеличении нашей средней урожайности (12 центнеров с гектара) в полтора раза, что вполне может произойти уже в этом году, Алтаю элементарно «некуда будет девать муку».

Предприятия Алтайского края, который три века зовется житницей Сибири, производят 13% всей российской муки, 25% отечественных круп и 10 % макаронных изделий России. Но с каждым годом рынок Сибири становится все более избыточным. Урожайность растет не только на Алтае, но и в соседних регионах. В 2010 году в Новосибирской, Томской областях и Красноярском крае средняя урожайность составила соответственно 14,9, 14,7 и 21,3 центнера с гектара. Краев и областей, испытывающих дефицит зерна и муки, в Сибири практически не осталось.

Единственная альтернатива – экспорт

Интересно, что и Союз зернопереработчиков Алтая, и их казахстанские коллеги теперь смотрят в одном направлении, на рынки Азии. У Казахстана уже есть договоренность на транзит с Китаем и два железнодорожных пограничных перехода с этой страной. В СМИ соседней республики эту дорогу в Юго-Восточную Азию называют «асимметричным ответом Казахстана на монополизм РЖД». Кроме того, во второй половине текущего года планировалось запустить железнодорожный транспортный коридор Баку – Тбилиси – Карс (Турция), которым активно воспользуется и Казахстан.

А в мае президенты Казахстана и Туркмении на восточном берегу Каспия открыли железную дорогу между странами по переходу станция Болашак — станция Серхетяка, дающую выход к Персидскому заливу.

- Центр тяжести мировой торговли, так же как и производства, смещается в Азию, усиливая значение доступа на азиатские рынки, – сказал Нурсултан Назарбаев. – Мы сможем увеличить экспорт в направлении Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, будет создан удобный и экономически выгодный маршрут для десятков стран как в северном, так и в южном направлениях. Надеемся, что иранские друзья завершат свою часть пути и в скором времени мы будем праздновать окончание строительства всей железной дороги до Персидского залива.

Участок Болашак-Серхетяка представляет собой часть будущего железнодорожного коридора, который свяжет Казахстан, Туркменистан и Иран. В настоящее время межгосударственный проект находится в завершающей стадии реализации.

Можно задать вопрос: а как Алтай целых два века жил без железных дорог? Если верить Большой советской энциклопедии, с 1877 года начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельхозпродукции и минеральных богатств. До 1919 г. из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. тонн различных грузов. Образно говоря, на баржах алтайское зерно сплавляли до Обской губы, а дальше оно упиралось в льды Карского моря. Даже сейчас охотников пройти с сибирским зерном Северным морским путем практически нет.

Алтаю остается лишь катиться в Азию по новым дорогам, проторенным более предприимчивыми южными соседями. Или по-прежнему молиться на РЖД.

Фоторепортаж